Первый истребитель в мире поколения 5+ будет российским?

Тут прошла новость, что отдельные бортовые системы для будущего российского боевого самолета шестого поколения испытываются на истребителе Су-57

Речь идет о «системах управления и навигации, системе оружия».

Планку пятого поколения в свое время подняли очень высоко. Не удивительно что такой самолёт строили долго. Причём в тех же США их F-22 и F-35 не являются до конца машинами пятого поколения по многим ключевым параметрам. F-35 не имеет крейсерского сверх звука, а F-22 нет некоторых бортовых систем, что есть у F-35 и у Су-57. У американцев нет сверхманевренности. По факту американцев прокачана только «невидимость» на сегодня уже относительно бесполезная.

Все эти стелс-технологии изначально построены в предположении наличия одного точечного радара и одного убогого самолёта. Но дело в том, что «стелс»-машины не только и не столько поглощают и рассеивают радарный луч, они в первую очередь отражают его куда-то в сторону от приёмных антенн. Но! Когда четвёрка современных истребителей рассекает на фронте 800-1000 км и подключена и к А-50, и к сети(!) наземных станций, система видит всё. То есть, вообще всё. Она сама определяет, кто, куда и зачем тут у нас прётся, вычисляет очередность применения оружия и всё такое прочее. Пилоту остаётся только сказать «Да!» И всё — уже никто никуда не летит…

А если российскому самолёту нужен скрытый режим (радары ведь фонят, как новогодняя ёлка в ночи), то всегда может воспользоваться оптико-электронный комплексом поиска и сопровождения 101КС «Атолл», аналога которого у F-22 нет и засечь тот же F-22 с помощью этой системе километров за 50. И «стелсовость» американцу не поможет.

У Су-57 есть одна особенность, которую давно уже обещали конструкторы США, но так и не смогли реализовать. Это смотрящая в стороны РЛС с активной фазированной антенной решеткой Х-диапазона, размещенная ниже кабины на «щеках» самолета. Она обеспечивает гораздо больший сектор обзора и повышает ситуационную осведомленность пилота.

На Су-57 на передней кромке также имеются радиолокационные антенные решетки L-диапазона (сверхвысоких частот). Прежде всего, они предназначены для распознавания целей. У самолета имеется еще одна решетка Х-диапазона в хвостовой части для повышения ситуационной осведомленности летчика. Её можно применять для наведения ракет, осуществляющих захват цели после пуска.

Лет через 10, уверен, к цифре 5, обозначающее поколение российского авиационного комплекса, можно будет смело добавлять плюсик. Но шестым поколением ему конечно не стать — беспилотный вариант самого Су-57 создавать не планируется, а истребитель 6-го поколения будет в базовом варианте беспилотным и лишь опционально пилотируемым.

Главная проблема пилотируемого самолета — это живая материя внутри.

Человек — зверушка очень хрупкая. Летчики, несмотря на свою тренированность редко могут выдержать продолжительную положительную перегрузку больше +9G, а с отрицательной перегрузкой всё еще хуже.

Это накладывает ограничения на возможности ведения маневрового воздушного боя, особенно на больших скоростях. Все ухищрения, на которые пошли конструкторы — противоперегрузочные костюмы, кресла, расположенные не вертикально, а наклоненные примерно на 15 градусов к оси самолета, спасают, конечно, но никогда не решат проблему полностью. Поэтому самолеты и проектируются под перегрузку +9G/-3G + K=1.3

Если такого ограничения не будет, то беспилотный самолет может показывать такие фантастические возможности по маневрам, что при встрече пилотируемого и беспилотного истребителей (при равной доле «интеллекта» борта) исход боя между ними будет предрешен.

Прогресс беспилотных систем заметен невооруженных глазом и будущее за ними.

Андрей Червонец, chervonec-001.livejournal.com