Печкин-фейк: Роскомнадзор учит россиян распознавать вбросы в Сети…

Печкин-фейк: Роскомнадзор учит россиян распознавать вбросы в Сети…

Вынужденный ответ Роскомнадзора (РКН) на фейковую новость о запрете «Троих из Простоквашино» с мифическими обвинениями почтальона Печкина отразил нынешние тенденции в интернете – люди очень верят всему написанному. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал глава Некоммерческого партнерства «Союз защитников информации» Александр Бражников.

«Вброс фальсифицированных новостей – это целая технология, которая раньше была на вооружении спецслужб всего мира, но сейчас ее все активнее осваивают молодые блогеры, в том числе в России. На этом они себя хорошо популяризируют, а в Сети известность можно обернуть финансовыми выгодами. То, что «фейковых новостей» становится все больше, а верят им все активнее – негативный сигнал.

Подобные технологии можно использовать не только ради манипуляции массовым сознанием, но и в преступных целях. Уже далеко не редкость случаи, когда мошенник создает объявление о продаже породистых собак, чтобы их не усыпили, и доверчивые пользователи массово их распространяли. В итоги организаторы собирали деньги либо за самих животных, либо на их содержание, хотя собак просто не существовало. И это лишь один из огромного множества примеров применения информвбросов в преступных целях», — отмечает эксперт.

Роскомнадзор ответил на массово распространяющуюся в интернете новость, что ведомство якобы наложило запрет на мультфильм «Трое из Простоквашино». Начало «брожению умов» положила вброшенная новость, что некий профессор СПбГУ усмотрел в персонаже почтальоне Печкине признаки нациста. Новость подхватили интернет-персоны, имеющие большую аудиторию подписчиков, и она стала вирусно тиражироваться. «В связи с распространившимся фейком про запрет мы ответственно заявляем, что при исполнении нами служебных обязанностей ни одного почтальона Печкина не пострадало», — объявил РКН.

«Молодые блогеры гибки и успешно осваивают новые технологии. Мы недавно проверяли действенность этих методов – распространили откровенный фейк, что у режиссера Никиты Михалкова нашли деньги, якобы украденные обвиняемым Кириллом Серебренниковым. И люди подхватили «новость», начали ее активно обсуждать, распространять и выдавать за непреложный факт.

Эти технологии выявили тенденции в современном интернете – большинство пользователей готовы легко поверить всему написанному, не желая даже проверить фактуру. Люди верят интернету уже больше, чем телевизору. Особенно это ярко видно по молодежи – они ищут кумиров и идут у них на поводу даже в самых неправдоподобных ситуациях. То есть молодежь не умеет думать и мыслить критически. А значит, доверчивость к различным фейкам не исчезнет», — подчеркивает специалист.

Доверяй, но проверяй

Роскомнадзор в ответе на обвинения по мультфильму «Трое из Простоквашино» использовал обычно не свойственную чиновникам манеру шуточного общения. В данном случае она пришлась как нельзя кстати и была с восторгом воспринята «молодой» аудиторией соцсетей. В частности, РКН опубликовал простую, но эффективную «схему поведения», позволяющую отличать фейковые новости от правдивых.

«Если на просторах соцсетей вам попалась подозрительно скандальная новость, то используйте следующую схему: Сомневаемся ищем источник информации(!) источник заслужил наше доверие радуемся или злимся сообщаем новость друзьям», — гласит ответ ведомства.

«Порой проблема в том, что информацию просто невозможно проверить. Я могу создать в интернете сайт, к примеру, о новой марке швейцарских часов – «Луи Фиттон». Дам о них информацию, расскажу о традициях качества, приложу даже фотографии готовых изделий и повешу «ценники», чтобы люди часы у меня покупали. Но часов в природе не существует, а я получаю чужие деньги мошенническим путем. При этом первоисточник у всех перед глазами – любуйтесь сайтом и верьте написанному.

В случае с мошенническим сбором денег на «продажу собак» организаторами преступления были создатели объявления — их обычно невозможно отследить по IP-адресу и смартфоны зарегистрированы на чужие паспорта. А вот масса добросовестных пользователей, которая помогала распространять объявление и способствовала обогащению мошенников – соучастники преступников, пусть и невольные из-за своей доверчивости. Вы ведь не распространяете изображение свастики, так как это преступление и расходится с общепринятыми нормами. такие нюансы тоже нужно всегда учитывать.

Выявлять и разоблачать дезинформацию и вбросы можно только всем миром – это задача журналистов, специалистов по информационной безопасности и обычных активных пользователей. При этом каждый из нас должен изначально критически подходить к тому, что о читает, и по возможности проверять данные. А медийным персонам с большим числом подписчиков стоит быть вдвойне бдительными, помня свою ответственность за обман доверчивых поклонников и распространение в Сети откровенной «липы», — заключает Александр Бражников.

Максим Бут

Экономика сегодня