Побег с ракетной базы Гитлера: как узники концлагеря угнали секретный немецкий бомбардировщик

Побег с ракетной базы Гитлера: как узники концлагеря угнали секретный немецкий бомбардировщик

Историй побегов из концлагерей советские контрразведчики за время войны выслушали немало, однако побег группы узников выбивался из общей картины по всем параметрам. Не без труда офицеры СМЕРШ поверил в то, что с территории сверхсекретного объекта противника группа пленников бежала, угнав вражеский бомбардировщик.

Истребитель с опытом

Несмотря на то что вклад летчиков-асов, таких как Иван Кожедуб и Александр Покрышкин, в разгром люфтваффе всегда отмечался особо, костяк истребительной и штурмовой авиации составляли тысячи опытных летчиков, прикрывавших операции Сухопутных войск.

В составе одной из истребительных эскадрилий под Минском вторжение гитлеровской армии встретил гвардии старший лейтенант Михаил Девятаев. Интенсивные боевые действия привели к тому, что уже к осени 1941 года Девятаев в составе истребительного полка выполнил более 180 боевых вылетов и сбил девять самолетов противника.

В конце сентября 1941 года в ходе одного из боевых вылетов летчик был тяжело ранен. Вердикт членов медкомиссии звучал как приговор: к летной службе в истребительной авиации непригоден.

Одной из альтернатив списанию стал перевод в бомбардировочную, а затем и в санитарную авиацию. За штурвал истребителя Девятаев вернулся лишь три года спустя: в конце весны 1944 года летчик-ас Александр Покрышкин включил Михаила Девятаева в состав 9-й Гвардейской истребительной дивизией 1-го Украинского фронта.

Пересев с «тихохода» на Р-39 «Аэрокобра», командир звена Михаил Девятаев вернулся к боевой службе, однако в одном из вылетов по прикрытию наступательной операции на Львов самолет гвардии старшего сержанта попал под огонь трех «Мессершмиттов» и был сбит.

Американский самолет «Аэрокобра»

Покидая разрушенный самолет, Девятаев сильно ударился о стабилизатор хвостового оперения и, едва успев выдернуть кольцо парашюта, потерял сознание. Советского летчика-истребителя подобрали немецкие солдаты, оказавшиеся неподалеку, после чего едва живого Девятаева отправили в распределительный пункт для военнопленных. Почти сразу после медосмотра летчик попал в концлагерь Кляйн-Кенигсберг, где началась настоящая борьба за выживание.

Чужое имя

Привыкнуть к судьбе сломленного противником человека, у которого вместо имени и фамилии только серийный номер и лагерная роба, Девятаев не мог. Быстро найдя единомышленников и сколотив группу для побега, заключенные приступили к реализации плана. Группа Девятаева ежедневно осуществляла подкоп уже после отбоя подручными средствами.

Историки отмечают, что план побега был продуман детально: были приняты во внимание не только расписание и интервалы смен охранников, но и ближайший населенный пункт, до которого было несколько километров пути.

Практически перед самым побегом вырытый под землей ложками и частями металлических тарелок подкоп обнаружила охрана лагеря. За попытку побега часть заключенных расстреляли. Остальных приговорили к переводу в один из самых страшных концентрационных лагерей Заксенхаузен, выбраться из которого живым было практически невозможно.

Однако уже после перевода в лагерь смерти в судьбу Девятаева вмешивается случай: вместо бирки приговоренного к ликвидации к его робе лагерный парикмахер прикрепил отметку «штрафник» и данные с именем и фамилией другого человека. Обладание особой биркой не давало иммунитета от уничтожения в газовой камере, однако значительно повышало шансы на выживание. С тех пор Девятаев жил, откликаясь на чужие имя и фамилию и втайне вынашивая новый план побега.

Рев мотора

Осенью 1944 года наиболее здоровых и способных работать узников Заксенхаузена перевезли на второй по важности и секретности после личного бункера Гитлера объект – остров Узедом, на котором располагался научный ракетный центр Третьего рейха Пенемюнде. В лабораториях и других помещениях для научных исследований немецкие специалисты создавали и испытывали «оружие возмездия» – ракеты «Фау», которые, по мнению Гитлера, должны были переломить ход боевых действий не только в Европе, но и по всему миру.

Работы на испытательном полигоне для всех без исключения узников должны были закончиться смертью: даже обрывки и незначительные сведения о немецких разработках могли раскрыть главный секрет уникальных ракетных технологий, а значит, пребывание пленников на острове Узедом было рассчитано с точностью до месяца.

Девятаев хорошо понимал, что другой попытки выбраться с острова, кроме как по воздуху, практически нет: перебраться незамеченным через залив было невозможно. Помимо сборочных цехов с экспериментальными изделиями, на охраняемом частями СС объекте располагался и аэродром, на котором базировались не только истребители «Мессершмитт», но и тяжелые «Хейнкели», с которых в целях изучения летных характеристик несколько раз запускались экспериментальные изделия.

Однако созревший в голове Девятаева план предполагал серьезный уровень риска: добраться до места стоянки бомбардировщика мимо охраны, техников и обслуживающего просто так было невозможно. Для этого группе из десяти заключенных пришлось разыграть настоящий спектакль: убив конвойных, часть заключенных переоделась в военную форму и «сопроводила» беглецов к заправленному и накрытому чехлами самолету.

С немецкой техникой Девятаев был знаком лишь в рамках теории – летать на немецких истребителях и бомбардировщиках советскому летчику не доводилось. Интуитивно разобравшись с управлением, он запустил двигатели и стал выруливать на взлетно-посадочную полосу.

Взлететь с первого раза не получилось: непонятная и наспех изученная тяжелая машина предательски не откликалась на органы управления. Со второго захода удалось определить причину проблемы: один из элементов механизации крыла, так называемый триммер, не был выставлен в режим взлета. Наощупь настроив управление, Девятаев дал полный газ, и «Хейнкель», захваченный узниками концлагеря, распугивая техников и охрану, понесся по ВПП. Восьмого февраля 1945 года у самого края бетонки на острове Узедом, едва не касаясь воды, тяжелый бомбардировщик с ревом поднялся в небо.

Уничтожить!

Доклад и подробности случившегося практически мгновенно «улетели» в Берлин. Пришедший в бешенство после сведений из Пенемюнде куратор передовых разработок Рейха Герман Геринг приказал повесить начальника охраны и руководителя испытаний.

Однако до отправки донесения в Берлин ответственный за испытания в Пенемюнде обер-лейтенант Грауденц отдал приказ пилоту истребителя «Мессершмитт» догнать угнанный борт и сбить любой ценой. По лицу вернувшегося пилота обер-лейтенант понял: побег советских военнопленных может стать последним не только в его карьере, но и в жизни.

Уже 13 февраля 1945 года Герман Геринг в сопровождении Мартина Бормана прибыл в Пенемюнде для выяснения обстоятельств. Историки отмечают, что избежать виселицы или расстрела, помимо высоких званий и заслуг перед рейхом, ответственным за объект могла помочь обычная ложь.

«Вполне вероятно, что руководство объекта, равно как и летчик, отправленный на перехват угнанного самолета, просто солгали. Партийные функционеры и особо провинившиеся офицеры руководством рейха наказывались предельно жестоко, невзирая на посты и награды», – отметил в интервью телеканалу «Звезда» историк Петр Крежевский.

Прибывшим в Пенемюнде Герингу и Борману могло быть доложено, что самолет нарушителей успешно перехвачен и сбит над Балтийским морем – формально позорное происшествие было улажено с минимальными последствиями.

Теплый прием

Позднее сам Девятаев вспоминал, что керосина в баках немецкого «Хейнкеля» было «хоть до Москвы», однако речи о перелете до территории СССР и уж тем более до столицы, безусловно, не шло. Советские зенитчики сработали оперативно и оправдали ожидания угнавшего бомбардировщик летчика: едва приблизившись к линии фронта, «Хейнкель» был подбит, и Девятаев принял решение сажать машину.

Подломив стойки шасси и едва не развалившись на куски, огромный самолет с ревом рухнул на землю недалеко от деревни Голлин, рядом с позициями артиллеристов 61-й армии. Израненные, едва живые и замерзшие от пронизывающего февральского ветра бывшие приговоренные советские военнопленные спустя 300 км самой тяжелой в жизни авантюры были в безопасности.

Подробный рапорт Михаила Девятаева, а также изучение борта, на котором бывшие узники концлагеря бежали из Пенемюнде, вскрыли и другие любопытные подробности: историки отмечают, что угнанный самолет оказался не простым бомбардировщиком – переоборудованный под пункт управления «Хейнкель» был снизу доверху напичкан сверхсекретной аппаратурой для связи, управления и наблюдения за пусками ракет «Фау», а также целым набором измерительной аппаратуры, на основе которой советские радиофизики и предприятия промышленности позднее не только раскрыли массу секретов противника, но и создали собственные военные приборы.

После проверок службами контрразведки Девятаев оказывал активное содействие в работах по изучению того, что осталось от Пенемюнде после бомбовых ударов и вторжения американских войск. Для консультаций относительно технических особенностей полигона Девятаева привлек родоначальник советской космонавтики Сергей Королев, прибывший на полигон с заданием добыть максимально возможное количество готовых изделий и технологий.

Во многом благодаря консультациям Девятаева был раскрыт секрет немецких крылатых ракет, особенностей их полета, эксплуатации и других технических деталей, позволивших Советскому Союзу всего через пару лет после подписания акта о капитуляции Германии начать практические работы по созданию передового ракетного вооружения.

Дмитрий Юров

tvzvezda.ru