Воры заметают следы: почему на самом деле «самоуничтожаются» военные склады на Украине

Воры заметают следы: почему на самом деле «самоуничтожаются» военные склады на Украине

Количество взорвавшихся боеприпасов в украинской Калиновке под Винницей в три раза превзошло численность тех снарядов и ракет, которые были использованы за последние три года ВСУ в Донбассе. Перед этим Украину рвало в Балаклее, Сватово и Новоянисоли – на воздух взлетел целый арсенал. Что стоит за этой странной закономерностью взрывов складов вооружений?

Украине после 1991 года досталось богатое наследство, в том числе и военное. Шутка ли, техника и вооружение трех военных округов – Киевского, Одесского и Прикарпатского, последний из которых считался приграничным и в буквальном смысле слова был напичкан складами с боеприпасами, которые предполагалось использовать во время гипотетической войны с НАТО в Западной Европе. Для человека непосвященного это количество взрывающегося-стреляющего можно мерить эшелонами и тоннами. Это очень много.

«Весь свой боезапас Украина расходовала весьма прагматично, – считает военный эксперт Борис Джерелиевский. – Еще до 2014 года он активно продавался во многие страны, в том числе на Балканы, в Африку, Китай, Индонезию, частично в Северную Корею. Отказавшись от советского еще ядерного оружия и стратегической авиации, Киев стал потихоньку избавляться и от того огромного количества боеприпасов, которое залежалось на складах. Бизнес не совсем легальный, зато весьма прибыльный, чем и пользовались все предшественники нынешнего президента Порошенко. Снаряды, ракеты и патроны к популярному автомату Калашникова расходились очень хорошо, что позволяло обеспечивать финансовое благополучие как минимум политической элите страны. Запас вооружений был столь велик, что даже с началом боевых действий его не удалось использовать хотя бы наполовину. Там, помимо ракет для «Градов», хранятся еще реактивные снаряды времен Великой Отечественной для «Катюш».

Но боевые действия в Донбассе, в так называемой зоне АТО, «съели» минимальное количество боеприпасов, несопоставимое с тем, что было продано за последние два десятилетия, а за последние два-три года этот объем «оружейного рынка» вообще возрос многократно. Представляется, что сейчас просто заметают следы: взрывы старых неликвидов, которые уже не используются в боевом применении, «похоронят» все сделки с продажей вооружений».

Уже традиционно во всех своих бедах Украина винит Россию. Взрывы на военном арсенале под Винницей тоже были приписаны «козням» восточных соседей. И дрон какой-то неопознанный в небе видели, и граждане РФ неподалеку в поезде проезжали. В общем, «Мертвое море тоже Путин убил». Правда, сообщения о вечно пьяных украинских офицерах на этом складе вооружений, о чем свидетельствовали сами местные жители, остались, как говорится, за кадром. Ну, мало ли что там происходило.

«Факт диверсии, даже очень тонко организованной, может достичь эффекта в своем исполнении, но не в сокрытии самих последствий, – считает военный эксперт Владислав Шурыгин. – Сам смысл любой боевой акции заключается в достижении конечного результата и отхода группы, а не в сокрытии последующего факта своего присутствия. Если рассматривать возможность присутствия российской диверсионной группы под Винницей, которая организовала эти взрывы, то «наследили» бы они в любом случае. И сейчас украинские спецслужбы уже вовсю трубили бы о причастности России к взрывам на складах вооружений. Однако об этом говорят лишь должностные лица, не разбирающиеся в реальном положении дел. По одному лишь принципу – Россия виновата.

Мне кажется, что идет банальное заметание следов. Склады под Винницей, где взлетели на воздух тонны боеприпасов, не первые в этой истории со взрывами на украинских армейских складах. С какой-то патологической закономерностью ранее гремели взрывы в Балаклее, Сватово, Новоянисоли. Я не склонен предположить, что система охраны и обеспечения безопасности украинских арсеналов столь плоха, там как минимум должна была сохраниться старая советская школа обороны. Значит, эти взрывы были четко спланированы и предназначались именно для того, чтобы скрыть некую «недостачу». Но, как говорится, нельзя давать детям спички – сожгут дальше, чем видят. Вероятно, что в данном случае попытка сокрытия улик обернулась более масштабным происшествием».

Украинская армия сейчас активно подстраивается под стандарты НАТО в надежде все-таки вступить в Североатлантический альянс. А это другие калибры, другие виды вооружений. Старое наследство уже ни к чему – многотонные залежи на военных складах. По логике их нужно утилизировать. При этом требуются учет и отчетность. Вот здесь-то и возникает проблема: большую часть вооружений и боеприпасов Украина умудрилась продать и, мягко говоря, скрыть статью этих доходов. Поэтому все «улики» проще пустить в огонь.

«В отличие от американских вооружений, где стоит клеймо Made in USA, украинские боеприпасы имеют лишь старую советскую маркировку, и свою принадлежность к их продажам не особо афишируют, – считает Борис Джерелиевский. – Продавать что-то новое не получается, а вот запасники расходятся очень хорошо. В том числе и такой террористической организации, запрещенной в России, как «Исламское государство». Бизнес – ничего личного. Киев и Северной Корее умудрился ракетные двигатели продать. Главное – не афишировать сделки. Патроны, как говорится, не пахнут».

Взрывы в Калиновке гремели на протяжении нескольких дней: склады целенаправленно уничтожали до полного заметания следов. По нормам безопасности мог взлететь на воздух один, максимум два блока склада – под Винницей весь арсенал сровняли с землей, как будто управляли этой цепной реакцией. Подсчитывать ущерб бесполезно: все рухнуло.

Виктор Сокирко

tvzvezda.ru