Руслан Осташко: Поезд, который назвали “невозможным”

Руслан Осташко: Поезд, который назвали “невозможным”

Говорят, что нет границ человеческой глупости. Но авторы этой фразы, наверное, и не подозревали насколько окажутся правы в случае тех заявлений, которые делают некоторые украинские политики. На прошлой неделе министр инфраструктуры Украины Владимир Омельян заявил, что Украина намерена реализовать новый суперпроект – запустить в Иран поезд со своей сельскохозяйственной продукцией.

Да, вы не ослышались. Именно в Иран и именно обычный железнодорожный состав. И плевать, что между странами два моря и несколько государственных границ. И плевать им, что Иран сам является очень крупным экспортером сельскохозяйственной продукции, которую этот поезд должен привезти в страну для продажи. Министр сказал, а значит нужно исполнять, ведь тестовый состав должен пойти уже этим летом.

А кому исполнять то? Логично же, что если речь идет о железной дороге, то основную часть проекта должна реализовывать «Укрзалезница». Но тут случилась незадача. По неслучайному стечению обстоятельств, председателем правления этой организации является польский гражданин Войцех Балчун, который в своё время возглавлял польский аналог РЖД, привел эту компанию к неимоверному успеху и был приглашен вна Украину повторить успех, чтобы было на чем добираться украинцам в Европу после получения вожделенного безвиза. К слову сказать, Балчун слегка охренел от реального состояния дел в доверенном ему предприятии и спустя полгода работы в ноябре 2016 объявил о техническом дефолте «Укрзалезницы».

Так вот, этот самый Балчун услышав заявление министра Омельяна встряхнул головой, перечитал пресс-релиз и на всякий случай открыл не глобус Украины, а обычную географическую карту, чтобы еще раз убедиться, что прямого железнодорожного сообщения с Ираном ну никак не может быть, потому что его нет и в ближайшее время не будет. Об этом он так и заявил: «Украина не запустит поезд в Иран, потому что нет путей».

Но у Балчуна давно натянутые отношения с министром Омельяном, поэтому он приводит в своем фейсбуке слова эксперта. Цитирую: «Этот поезд может дойти только до азербайджано-иранской границы в городе Астара. Железнодорожные перевозки возможны с Батуми только в Астара. До ближайшей иранской железнодорожной станции Рашт — 160 километров. И этот путь еще надо построить. На это может уйти 3-4 года. Если туда прибудет украинская сельскохозяйственная продукция, её придется грузить на автомобили и так везти по территории Ирана».

Кроме того, Балчун заявил, что в самой «Укрзалезнице» о таком решении министра Омельяна ничего не знали, с ними не советовались и мнения их не спрашивали. Поэтому Балчун предположил следующий маршрут этого поезда: железнодорожный состав должен выйти из украинского порта в Черное море, войти в грузинские Поти или Батуми, пересечь Грузию и Азербайджан до границы с Ираном до станции Астара. Но дальше, на территории Ирана, ж/д путей нет. Исходя из этого факта и делается вывод, что маршрут работать не будет. Вроде всё логично, но прочитав эти заявления Балчуна Омельян только потер руки и сказал сам себе – ну всё, попался, Балчун!

«Обращаем внимание, что поезд, который уже назвали “невозможным”, является абсолютно реальным, а его маршрут – целостным и удобным. То, что для одних невозможно, для других – вполне достижимо, а для страны – перспективно и экономически целесообразно … Министерство инфраструктуры обращает внимание на то, что ограниченность во владении информацией отдельных представителей руководства Укрзалезницы не может быть основанием для того, чтобы ставить под сомнение результаты двусторонних украинский-иранских договоренностей на высшем уровне”, – сообщает пресс-служба министерства. И тут же выкатывает свой главный козырь – красивую картинку с маршрутом, который отличается от того маршрута, который описывал Балчун.

По словам министра, поезд из Азербайджана в Иран пойдет не по суше, а снова морем – из порта Баку в порт Анзали. Думаю, что этот железный аргумент отбил у Балчуна какое-либо желание спорить, потому что любой желающий может открыть карту железных дорог Ирана и убедиться, что в порту Анзали так же нет железной дороги. Она еще только строится и когда будет готова не известно. Кстати, в строительстве активно участвует РЖД. А вот карта действующих железных дорог Ирана.

Но вопросы нового украинского проекта вызывает не только логистика. Давайте вообще подумаем, что Украина может поставлять в Иран? Овощи и фрукты они сами экспортируют. Основной импорт продуктов питания – это мясо и пшеница. Украинские свинина и сало, по понятным причинам, исламской республике Иран не подходит. Остается только зерно, но чем украинский маршрут поставок будет выгодно отличаться от поставок по тому же Каспию из России, где Иран сейчас и закупает злаки? Ничем, скорее даже будет дороже.

И тут любой здравомыслящий человек задаст себе вопрос – а кому вообще надо делать такие заявления?! Ответ будет банальный и простой. Украине это нужно, чтобы демонстративно отказаться от «выгодного» сотрудничества с «главным спонсором терроризма» Ираном за какой-нибудь кредит из рук США. А Ирану это нужно, чтобы надавить на Россию и получить скидку на то самое зерно, которое составляет 40% всего нашего экспорта в Иран, потому что «ну вот украинцы то предлагают дешевле».

А пока некоторые политики «легкого поведения» занимаются популистскими заявлениями и ведут «цэ Эуропу» к экономическому краху, в китайский город Гуанчжоу пришел первый торговый состав из России. «Новый шелковый» путь заработал и в обратном направлении.

Руслан Осташко ruslanostashko.livejournal.com