«Сармат» обманет американскую систему ПРО

«Сармат» обманет американскую систему ПРО

Какое воздействие новая межконтинентальная баллистическая ракета окажет на США?

Новые российские межконтинентальные баллистические ракеты, разработка которых сейчас подходит к концу, смогут с легкостью преодолевать противоракетную оборону США.

Заместитель Председателя правительства Дмитрий Рогозин прямо заявил:

«Это оружие скоро… появится в нашей армии. Это оружие, которое способно преодолеть и сегодняшнюю, и завтрашнюю, и послезавтрашнюю противоракетную оборону США. Мы разорвем эту оборону. Она не представляет для нас на сегодняшний день, кроме провокации, серьезной военной угрозы».

Если смотреть на данные, то получается, что Рогозин нисколько не преувеличивал. У России есть особенность: в отличие от Запада мы не привыкли рекламировать те достижения, которые находятся лишь на стадии проекта. Так что если в открытых источниках появляется информация — это означает, что соответствующее изделие точно будет летать, стрелять, взрываться и выполнять другие свои функции.

Рогозин особо отметил, что Запад очень боится нашу ракету «Воевода», которую НАТО называет «Сатаной». Скоро в строй встанет «Сармат», превосходящий «Воеводу» по характеристикам. Согласно словам главнокомандующего Ракетных войск стратегического назначения Сергея Каракаева, новые МБР поступят на вооружение уже в 2020 году. НАТО, кстати, уже дало название «Сармату»: «Сатана-2» — видимо, фантазия истощилась.

По этому случаю в США началась тихая паника. Издание “National Interest” опубликовало статью под названием «Новая российская ракета “Сармат” станет убийцей американской ПРО?», в которой приводятся типичные тезисы той стороны.

В статье говорится о том, что у США есть системы дальнего обнаружения, которые могут заметить ракеты, даже если они полетят через Южный полюс, поэтому все хорошо: «Русские никак не смогут нанести внезапный удар, уничтожив американские ракеты на земле и обезглавив органы политического руководства».

И вот эти странные русские заявляют о разработке систем преодоления ПРО, хотя американская противоракетная оборона и так не сможет противостоять массированной атаке, так как со стороны Южного полюса системы «обладают весьма сомнительной эффективностью». И это, по мнению “National Interest”, почему-то «вынудит русских в кризисной ситуации нанести удар первыми». Весьма странная логика.

На деле все просто: ценность «Сармата» как раз в том, что его дальность полета в 17 тысяч километров (против 11 тысяч у «Воеводы») позволит подлетать к цели по разным траекториям, а не только по кратчайшим, где ПРО может быть значительно мощнее. К тому же, никто не мешает строить новые системы противоракетной обороны, однако проблема в том, что прикрыть всю страну таким образом не получится.

Да и бесполезно: 10 тонн полезной нагрузки МБР «Сармат» — это 15 боеголовок, причем они могут отделяться по очереди, в разных местах траектории на подлете, и, маневрируя на гиперзвуковой скорости по курсу и высоте, достигать цели. Перехват маневренной цели на таких скоростях — задача, не решаемая ни сейчас, ни в обозримом будущем.

Для того чтобы нанести первый удар, как описывает американский обозреватель, действительно не требуется столь современной техники. Но ядерный щит потому и называется щитом, что предназначен для защиты, а не для нападения. Назначение «Сармата» — ответно-встречный удар. В случае ядерной атаки со стороны противника МБР успеют стартовать, и уже ничто не спасет агрессора от справедливого возмездия. Так что ракета должна преодолевать любую ПРО в радиусе своего действия. Дальность — 17 000 километров, и, с учетом протяженности России 4000 км в ширину и около 10 000 км в длину, получается очень эффективно с точки зрения перекрытия поверхности земного шара.

Так что с военной точки зрения можно изображать удивление столь мощному оружию, но его существование вполне оправдано.

Однако есть и второй слой, связанный с политикой, наукой и экономикой одновременно: американский автор расписывает вероятное воздействие на модернизацию ядерных сил Соединенных Штатов. Трамп как раз заявлял о намерении «существенно укрепить и расширить свой ядерный потенциал», и американские военные эксперты уже обсуждают целесообразность сохранения МБР наземного базирования: может, хватит подводных лодок, да и бомбардировщики В-21 Raider разрабатываются, уже есть планы заказать сразу 100 машин. Конечно, это будет где-то в конце 2020-х, по самым оптимистичным прогнозам.

Так что усиление ядерного щита России американские военные будут рассматривать как повод для дополнительного финансирования. Но чтобы понять реальный расклад, нужно добавить незатронутую в статье проблему: США уже практически лишились своих МБР.

Американские ракеты наземного базирования представлены единственным типом ракет — LGM-30 «Minuteman». У ракеты твердотопливный двигатель, дальность — до 13 000 км, до трех боеголовок (сейчас оставлено по одной, а на месте других добавлена более современная электронная аппаратура).

Последняя ракета стала на боевое дежурство в 1978-м году, а производство было закрыто на год раньше. В общем, США понадобится разрабатывать новую МБР, что потребует много времени и средств.

Поэтому-то и идут дебаты: одни группы хотели бы заработать на разработке новой МБР, другие желали бы финансирования разработки стратегических бомбардировщиков, третьи — усиления флота.

Впрочем, это внутренние американские дела. У нас же есть «Сатана», скоро будет «Сатана-2». Они хорошо обеспечивают безопасность страны — это главное. Хотя про стратегические бомбардировщики и МБР на подводных лодках мы тоже не забываем.

Андрей Борцов pfact.ru