Россия вступила в новую фазу борьбы за сферы влияния в странах Центральной Азии

Россия вступила в новую фазу борьбы за сферы влияния в странах Центральной Азии

В последних числах февраля Владимир Путин совершает турне по странам Центральной Азии. Изначально сообщалось о его посещении Душанбе и вручении президенту Таджикистана Эмомали Рахмону ордена Александра Невского (в сентябре российский президент вручил такой же орден своему киргизскому коллеге Алмазбеку Атамбаеву).

Затем стало известно, что кроме Таджикистана Путин планирует посетить Киргизию и Казахстан. Туркменистан и Узбекистан в плане поездок не значится.

Программа визита

Логика этих визитов понятна. Таджикистан для России — в первую очередь, один из военных форпостов в регионе и источник дешевой рабочей силы. Кроме того, Таджикистан представляет интерес для российского бизнеса в плане энергетических проектов, а высокотехнологичные российские компании хотят опередить китайских интернет-провайдеров и сотовых операторов. В этой республике в последние месяцы наметилась устойчивая тенденция к смене политической и бизнес-элиты, а грядущее вступление республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) из категории слухов переместилось во вполне практическую плоскость. Поэтому экономическая повестка дня визита российского президента была предопределена заранее.

Посещение президентом России Киргизии можно считать прощальным для президента Атамбаева, который неоднократно заявлял о своем скором уходе с поста. В этой ситуации для России важно провести консультации относительно кандидатуры преемника и заручиться поддержкой будущего руководства. Это стратегически важно в первую очередь для российского бизнеса, который с начала 2000-х активно вкладывался в сырьевые месторождения Киргизии и энергетический сектор. Немаловажно и подписание руководством двух стран Таможенного кодекса ЕАЭС, а также подтверждение договоренностей на беспошлинную поставку нефтепродуктов из республики.

Казахстан для России на сегодня — важнейший экономический партнер из всех бывших республик СССР. Здесь сосредоточены уникальные месторождения редкоземельных металлов, газа и других полезных ископаемых, которые позволяют создавать совместные высокотехнологичные производства без затрат на дорогостоящую перевозку.

Альянсы не в ущерб себе

История взаимоотношений России с бывшими республиками СССР и этих республик между собой полна конфликтов и противоречий. Достаточно отметить, что центральноазиатские (бывшие среднеазиатские) страны за 20 лет не сумели договориться между собой даже о совместном рациональном пользовании водными ресурсами. Если к этому добавить другие экономические, политические и этнические проблемы, становится понятным, что всевозможные надгосударственные объединения этих стран, от СНГ до ЕАЭС и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), сплотить эти страны не смогли.

Каждая из бывших советских республик защищает в первую очередь свои интересы и независимость, и с каждой из них России приходится выстраивать собственную политику. И если договор о коллективной безопасности ставит заслон международному терроризму и наркотрафику, а значит, выгоден всем, то чисто экономические альянсы не так однозначны.

В последние годы России не раз приходилось идти на уступки партнерам из Центральной Азии, доказывающим свою «независимость от бывшей метрополии» — от закрытия русскоязычных школ и присутствия в странах западных фондов и НКО до открытого запрета на вещание российских телеканалов (в Киргизии и Казахстане) и деятельности российских бизнес-структур.

Сегодня, впрочем, наметилась некая тенденция к взаимным договоренностям. К примеру, в Таджикистане отошел от дел глава местных железных дорог Амонулло Хукумов. Этот всесильный глава одного из местных кланов, по некоторым данным, не только контролировал транзит наркотиков из Афганистана, но и пытался в начале 2000-х «отжать» в свою пользу элитную базу отдыха российского посольства в Душанбе. Теперь дошел черед до восстановления железнодорожного сообщения с Узбекистаном — пути между странами были в свое время попросту разобраны. На очереди — восстановление авиасообщения между Таджикистаном и Туркменией.

Во времена Бориса Ельцина у России оказались существенно подорваны отношения с традиционно патриархальной Туркменией, которую в то время возглавлял Сапармурат Туркменбаши Ниязов. С тех пор отношения России и Туркменистана, даже с новыми президентами, носили чисто региональный характер, а встречи на высшем уровне были строго непубличными. В Туркмении обосновались представители Евросоюза, а инвестиции ЕС в экономику республики были куда весомее российских и составляли более миллиарда долларов в год. После переизбрания уже в 2017 году Гурбангулы Бердымухамедова президентом Туркменистана пошли слухи о включении Туркмении в ЕАЭС, ОДКБ и ШОС. Однако пока эта республика считается оплотом Евросоюза и США в Центральной Азии.

Куда ведет «Шелковый путь»

Чисто географически республики Центральной Азии — страны, не имеющие прямого выхода к морским портам. А значит, ключевую роль в развитии их экономик играют коммуникации — дороги и трубопроводы. Более того, географическое положение этих стран делает их привлекательными для вложения средств и создания так называемых инфраструктурных проектов. Россия, к сожалению, сегодня не может дать среднеазиатским странам такой объем долгосрочных инвестиций в такие проекты, какой может дать Китай.

Китайские вложения в транспортные пути стран Центральной Азии уже сейчас могут составить десятки миллиардов долларов, но и зависимость от долговых обязательств перед Китаем этих стран возрастет в разы.

Ведь фактической альтернативы нет — экспорт сырья центральноазиатских стран в Европу завязан на опасном транзите через Афганистан и Иран, а Китай уже сейчас готов предоставить возможность беспрепятственного транзита через свои морские гавани при одновременном строительстве терминалов и трубопроводов. России тут нечего предоставить взамен.

Опасность для нашей страны кроется и в сельскохозяйственной экспансии Китая в экономики Казахстана и, при удачном раскладе, других центральноазиатских стран. Такая экспансия может поставить крест на экспорте российского зерна в Северную Африку и Европу.

Ресурсные маршруты в Китай и Индию, с одной стороны, могут укрепить бизнес республик Центральной Азии, а с другой — ослабить позиции США и ЕС в регионе. Сейчас свое веское слово может сказать новая администрация президента США. С одной стороны, президент Дональд Трамп уже дал понять, что не намерен вкладывать средства в экономику сырьевых стран, а с другой — США еще никогда не отказывались от дешевой разработки месторождений полезных ископаемых в третьих странах. В любом случае, России в Центральной Азии как раз сейчас предстоит столкнуться с новыми вызовами и соперниками, которые могут надолго исключить центральноазиатские республики из интересов России, оставив ей роль регионального полицейского, проводящего военные маневры и контртеррористические операции без выхода в экономическую составляющую региона.

Борис Устюгов pfact.ru