Новороссия — меч для гордиева узла

Новороссия — меч для гордиева узла

Украинские политики пытаются сейчас играть на повышение ставок в конфликте на Юго-Востоке страны, однако на Донбассе есть оружие, которое может выстрелить совсем неожиданным для Киева образом.

В связи с подписанием Минских соглашений, по добровольному решению двух народных республик Донбасса был отложен на время государственный проект Новороссии. Отложен, но не забыт. А сейчас началась игра вокруг юридических нюансов, и в этой игре Киев рискует сам себя перехитрить.

Продление Минска-2

Один из нюансов заключается в том, что Минские соглашения формально утратили силу в настоящий момент. Именно этим пользуется Порошенко, который возобновил боевые действия. И на этом же строится хитрая провокация Тимошенко с предложением ввести «военное положение» в этой части страны.

Дело в том, что на выполнение Минских соглашений отводилось время до конца 2015 года. Потом отдельным документом был продлен срок по выполнению Комплекса мер на весь 2016 год, но сейчас и это время истекло, а новых документов не подписано. Формально, Минские соглашения сейчас не действуют, на чем и основывается отчасти тактика Киева.

Украинское руководство по-прежнему пытается спровоцировать Россию на прямое вмешательство в военный конфликт. Потому что выполнение положений «Минска-2» для Киева равносильно самоубийству. Они действуют по схеме «если тебе не нравится, как накрыт стол — опрокинь его вообще». Конечно, для самой страны ничем хорошим не кончится, если провокация ее руководства удастся и Россия вмешается, но зато это спасет положение киевской элиты: можно будет спокойно убегать на Запад, рапортуя о выполненном, наконец, задании, и долго еще играть роль правительства в изгнании. А некоторые останутся и будут так же успешно изображать некий украинский аналог «La Resistance». А главное — никто не обвинит Киев в нарушении Минских соглашений, потому что формально они и не действуют: Киев вообще больше всего хочет про них забыть. Срыв в большую войну — идеальный повод это сделать. Именно поэтому России и невыгодно сейчас поддаваться на провокации.

Юридический статус Новороссии

Однако свой ответ на игру Киева у нас имеется — это та самая Новороссия, которую там напрасно подзабыли. Новороссия не участвовала в дипломатических играх, не подписывала никаких соглашений. Так что если у Киева есть формальный предлог уклониться от «Минска-2», то у Новороссии причина еще более логичная и весомая — у нее просто нет никаких обязательств.

Зато проект конституции Новороссии не только включает туда Донецкую и Луганскую народные республики (причем, в границах областей, а не «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» (ОРДЛО)), но и возможность вхождения в ее состав новых образований.

Проще говоря, Новороссия — это юридическое обоснование не только для возвращения ДНР и ЛНР к границам областей, но и для расширения территории, не признающей власть националистического Киева, за счет присоединения других областей современной Украины.

Для России эта схема может иметь смысл в двух случаях. Первый — это сценарий, когда жесткие провокации Киева полностью дестабилизируют ситуацию на Юго-Востоке страны и появится необходимость наводить там порядок через установление такой власти, которая сможет организовывать нормальную жизнь на территории и где не будут зажаты города-миллионники в границах ОРДЛО, позволяющей достреливать туда даже из пистолета.

Второй сценарий — это случай, если в результате политики киевского режима начнет рассыпаться вся страна и понадобится каким-то образом управлять этим процессом, устанавливая дееспособную власть хотя бы в отдельных регионах, если уж столица контроль теряет. Но все это — меры для самого крайнего случая.

А пока для России было и остается наиболее выгодным выполнение Украиной Минских соглашений — с федерализацией, автономией для Донбасса и т. д. К тому же сейчас появилась вероятность, что удастся привлечь к этой работе и США.

Хоть пока и нет уверенности в планах Госдепартамента и Трампа, но как минимум имеет смысл попытаться эту возможность реализовать.

Тиски для киевской элиты

На Украине близятся выборы, а рейтинг нынешней власти таков, что пойти на эти выборы она просто не может себе позволить: у Порошенко уровень поддержки упал до однозначных чисел, близких к статистической погрешности. Для них всех выборы сейчас — это смерти подобно. И тут Тимошенко вбрасывает провокационную идею о военном положении. Для нее это выгодно, потому что сохранит ее партии место в Раде, но не будучи в исполнительной власти, она не будет нести издержки от такого решения: а издержки там — это как минимум потеря новых кредитов. Так что для Юлии Владимировны это одновременно способ и свое положение сохранить, и Петра Алексеевича подставить под удар.

В таких тяжелых для себя внутриполитических условиях нынешняя киевская элита к тому же лишилась изрядной части поддержки в Европе, которая сейчас занята собственными проблемами и выборами, которые, к слову, вполне могут привести во власть новых лидеров, отнюдь не зараженных патологическим пристрастием к Украине. А в США уже такой лидер пришел, и Киев прямо сейчас ощущает изменения: разговор Порошенко с Трампом состоялся, но по его итогам не только не последовало никакого осуждения в адрес России, но и было указано, что украинскому руководству следует вернуться к мирным методам урегулирования и даже начать прямой диалог с Донецком и Луганском — то, чего Киев всегда любыми средствами избегал. И это оценка ситуации, которую дает Евгений Марчук, представитель Украины в минской переговорной группе.

Бесплодные попытки преследования Олега Царёва

В этом контексте особенно бездарным выглядит недальновидное решение Киева начать травлю и уголовное преследование Олега Царёва, спикера парламента Новороссии. Царёв был одним из немногих представителей Юго-Востока, с которым Киев мог бы выстраивать отношения. И будь эта власть хоть немного компетентна, заинтересована в будущем и способна к политическому строительству, она, конечно, должна была бы использовать эту возможность.

В лице все того же Царёва всегда была возможность для Киева имитировать «диалог с Донецком и Луганском», который постоянно требовал от украинских властей Запад. В принципе, тут открывались отличные перспективы и для создания иллюзии «попыток договориться» с возмущенными областями, и одновременно была бы возможность внести раскол и посеять рознь в рядах руководства народных республик.

К сожалению, это общая характеристика нынешней киевской власти: она ни в малейшей степени не склонна и не способна ни к долгосрочным планам, ни даже к мышлению в категориях, выходящих за пределы ближайших 2–3 месяцев — кажется, они никогда дальше и не загадывают. И нынешняя их провокация с намеренным обострением ситуации — это очередная попытка отсрочить свой крах хотя бы еще на несколько недель или месяцев, но без малейшего представления о том, что они будут делать через это время и к чему стремятся.

В такой ситуации очень хорошо, что проект Новороссии остался полностью подготовлен идеологически, но никак не скомпрометирован в реальной жизни. Все это позволяет при необходимости оперативно его развернуть и проводить любую требуемую политику под эгидой нового политического образования. При этом перспективы у него будут любые, потому что статус и границы Новороссии нигде не прописаны и не обозначены, а значит, будут измеряться исключительно практическими успехами ее руководства. А успехи могут быть очень значительными.

Альберт Нарышкин pfact.ru