Новая норма для малого бизнеса — работай качественно и постоянно учись

Не могу сказать, что малый бизнес стал сейчас жить хуже, чем, скажем, 10-15 лет назад. Про девяностые не вспоминаю — тогда малый бизнес напоминал скорее лихие приключения хоббитов, нежели нормальную работу. В начале нулевых однако уровень коррупции и бандитизма снизились до того уровня, когда умение считать деньги стало более важным, нежели умение договариваться с разными тёмными личностями.


Те годы (начало нулевых) отличались, с одной стороны, общей бедностью клиентов и заказчиков, а с другой стороны — низкими зарплатами сотрудников и недоразвитым рынком. Конкуренция практически во всех отраслях была очень низкой, что позволяло накручивать на товары и услуги от души: так, чтобы покрыть любые свои ошибки.

Дальше денег в стране постепенно становилось больше, конкуренция также увеличивалась… а потом грянул кризис 2008 года, и для сохранении прежнего уровня дохода бизнесменам пришлось прикладывать гораздо больше усилий. Если в 2007 году можно было сделать работу тяп-ляп, и получить за неё тысячу рублей, то в 2010 году за ту же тысячу рублей приходилось уже делать всё быстро и хорошо.

Осложнение отношений с Западом, которое особенно наглядно проявилось во время Украинского кризиса, только усугубило ситуацию. Денег стало ещё меньше, а упахиваться за них пришлось ещё сильнее.

Конечно, в разных отраслях ситуация была разной. Так, например, распространение торговых сетей выжгло катком целые сегменты малого бизнеса — в силу разных причин, конкурировать с торговыми сетями большая часть предпринимателей не умела и не могла. С другой стороны, резкое снижение курса рубля позволило некоторым начать производство товаров, которые раньше производить было невыгодно.

Однако мы сейчас обсуждаем малый бизнес — а малый бизнес обычно работает только внутри своего города или региона, и конкурирует не с условным Джоном из Америки, а со своим же собратом-предпринимателем, живущим на соседней улице.

Некоторые полагают, что текущие сложности — временное явление, что скоро они закончатся, и мы вернёмся в сытый 2007 год. Замечу на это следующее.

Во-первых, память обманчива. Несмотря ни на какие кризисы, сейчас, в 2016 году, мы в среднем живём лучше, чем в 2007. Простой пример: мы привыкли думать, будто бензин постоянно дорожает, а зарплаты постоянно падают или стоят на месте. Тем не менее, в 2007 году на одну среднюю зарплату в России можно было купить 570 литров бензина, в 2016 году — 950 литров. Такой вот парадокс.

Я ни в коем случае не хочу сказать, будто мы живём сытно и богато, как глянцевые шведы из туристических проспектов. Вовсе нет — жизнь в России достаточно тяжела, в том числе и с чисто финансовой точки зрения. Однако доходы малого бизнеса обычно напрямую привязаны к средним зарплатам в стране, а средние зарплаты в России за последние 10 лет существенно выросли.

Таким образом, возвращаться в условный 2007 год нет особого смысла: жить будет легче, но… не прибыльней. Когда знакомые бизнесмены начинают жаловаться мне на жизнь, я прошу их вспомнить, на чём они ездили и где жили в 2007 году. У двух третей на этом жалобы заканчиваются.

Второй момент. Все эти годы в России развивалась инфраструктура для бизнеса. Бардака в целом стало меньше, купить разные нужные для бизнеса инструменты стало легче. Качество в среднем значительно выросло — какую бы отрасль народного хозяйства мы ни взяли. Я помню, 10 лет назад официанты в Петербурге еле шевелились, внешне многие рестораны были больше похожи скорее на дешёвые рюмочные, а вкус еды оставлял желать много лучшего. Сейчас среднее качество обслуживания возросло очень сильно — и это касается практически всего, от ремонта мобильных телефонов до пресловутой установки пластиковых окон.

Третий момент, который напрямую вытекает из первого. Люди научились нормально работать — и если даже волшебная фея вернёт завтра экономику в 2007 год, ваши конкуренты от этого не растеряют своих навыков. Клиенты не будут кушать вашу вчерашнюю солянку, любуясь при этом вашим кислым рылом — так как в заведении напротив дружелюбные официантки угостят их вкусным обедом, причём, что характерно, за цену ещё и ниже вашей.

В общем, коллеги, ситуация изменилась. Возврата обратно ждать не стоит — привыкайте к новой норме.

(На всякий случай оговорюсь, что я живописую ситуацию на текущий момент, на конец 2016 года. Развитие новых технологий, а также некоторые события могут сделать мои построения неактуальными. Есть, например, сценарии, при которых в Россию массово хлынут инвестиции с Запада… к добру это в итоге не приведёт, но несколько жирных лет у нас с вами тогда вероятно будут).

Идём дальше. Кто же сможет нормально жить и работать при этой новой норме?

Начнём снова с 90-х годов. Типаж успешного кооператора конца восьмидесятых и первой половины девяностых годов — лихой авантюрист, любящий и умеющий рисковать. Важный момент: я не говорю сейчас ни о людях с «советскими» связями, ни о бандитах — там совсем другие истории. Я говорю о тех, кого дурманящий воздух свободы заставил сменить куртку слесаря на кожаную куртку успешного ларёчника. Сами в своих ларьках авантюристы обычно не сидели — им было не до того. Они покупали и продавали всё подряд, следя за тем, чтобы наваривать на каждой сделке не меньше 50%.

К середине тысячелетий авантюристы в массе своей или успокоились, морфировав в эдаких ленивых рантье, или поразорялись. Им на смену пришли хитрые жуки: «знающие жизнь» тёртые ребята, исповедующие принцип «не обманешь, не продашь». Сверхприбыли их конторы уже не приносили, вырасти в несколько раз за год уже не могли. Заниматься всем подряд хитрые жуки также уже не могли: они сидели эдакими надзирателями в своих офисах, следя за тем, чтобы сотрудники поактивнее работали и поменьше воровали.

Сейчас естественный отбор отправляет на пенсию и этих хитрых жуков. Успешнее всего выживают — как ни пафосно это звучит — как раз те предприниматели, про которых нам рассказывали либералы во время горбачёвской Перестройки. Труженики и мастера, которые не стесняются лично встать за прилавок или взять в руку гаечный ключ.

Представьте себе обычную кафельную плитку, и несколько бригад, которые её кладут.

Условный авантюрист берёт с клиента предоплату (побольше), находит мастеров (подешевле) и, положив себе в карман половину денег, уходит. Дешёвые мастера делают всё плохо и медленно, но авантюриста это не волнует — он уже в другом месте, берёт предоплату на организацию корпоративной вечеринки.

Условный «хитрый жук» берёт у клиента деньги, приводит к нему своих плиточников, и стоит у них над душой, наблюдая, чтобы те особо не прогуливали и не косячили. Себе в карман он кладёт уже не так много, процентов 20 от общей суммы. Больше не получается: конкуренция не даёт ни задирать цены, ни опускать зарплаты.

Условный «мастер» берёт у клиента денег и… кладёт плитку самостоятельно, причём ровно и качественно — так как по-другому он просто не умеет. Деньгами он делится с помощниками, которые замешивают раствор и выполняют прочие вспомогательные работы. Заказчик остаётся весьма доволен результатом и рекомендует мастера своим знакомым.

Теперь представьте себе мощный пресс конкуренции, который давит на рынок сверху. Кого естественный отбор вышвырнет с рынка?

Очевидно, «авантюристов» и «хитрых жуков». Они банально не смогут конкурировать с «мастерами» по качеству и цене. Нет, за счёт личного обаяния, за счёт умения пролезть без мыла в каждую дырку, при помощи талантов руководителя и навыков точного планирования некоторые смогут кое-как выживать среди «мастеров». Однако основную долю рынка через какое-то время неизбежно захватят именно «мастера» — что, повторюсь, мы с вами сейчас и наблюдаем в России.

Подведу итог

Сейчас, в 2016 году, стратегия «работай качественно и постоянно учись» по-прежнему актуальна. Вернусь к кафельной плитке, хорошо знакомой каждому бизнесмену материи. Есть работники, которые и в предпенсионном возрасте кладут плитку криво и косо — так, что она через полгода начинает осыпаться. Есть работники, которые постоянно пытаются сделать хорошо, и которые через несколько лет набивают руку достаточно, чтобы при той же скорости работы делать всё близко к идеалу.

Первые (халтурщики) часто сидят без денег. У вторых работа есть почти всегда — причём с зарплатой, как правило, выше средней.

Так вот. Сейчас эта стратегия — «работай качественно и постоянно учись» — становится актуальна не только для рядовых строителей, но и для практически любого малого бизнесмена. Если вы собираетесь лезть наверх, в средний или крупный бизнес, вам, возможно, эта стратегия и не пригодится. Но если вы хотите извлекать хорошие деньги из своей булочной или автомастерской, стратегия «работай качественно и постоянно учись» будет, пожалуй, самой надёжной.

Олег Макаренко fritzmorgen.livejournal.com


Вам также может понравится