Исход войны на Донбассе решится в Государственном казначействе

Исход войны на Донбассе решится в Государственном казначействе

Спасет ли ситуацию объявленное увеличение финансирования, которое еще надо где-то изыскать, покажут ближайшие месяцы, однако, уже сейчас ясно, что гипертрофированные военные расходы уничтожают украинское государство более быстро и эффективно, чем пресловутые «сепаратисты». С учетом катастрофической экономической ситуации в Украине, исход вооруженного противоборства на территории Донбасса может решиться не на поле битвы, а в Государственном казначействе.

Как известно, чтобы вести войну нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги. Казалось бы в этом вопросе министерство обороны Украины, находящееся на первом месте в приоритетах финансирования государственного бюджета, может чувствовать себя лучше всех.

Действительно, оценивая динамику роста военного бюджета в 2013 -2015 гг., легко убедиться в том, что они выросли более чем в три раза! За тот же период численность Вооруженных сил Украины также возросла, но гораздо скромнее: со 165,6 тыс. до 250 тыс. человек. То есть, даже, с учетом увеличившегося «под ружьем» контингента, удельные затраты на одного человека возросли вдвое.

Вместе с тем, ставшие практически регулярными панические призывы украинских чиновников, генералов и активистов о нехватке средств на нужды военного ведомства, заставляют более внимательно присмотреться к уже известным цифрам финансирования армии.

Первое, что существенно изменилось в период 2013-2015 гг. – это индекс инфляции, который даже официально скакнул в 10 раз (!) и достиг в прошлом году 43% вместо 0,5 % в 2013 г.

Вторым, но не менее существенным отрицательным фактором стало троекратное падение курса национальной валюты за последние три года. В итоге, фактически переведенные на счета министерства обороны Украины средства при пересчете в долларовый эквивалент, фактически не изменились и составили те же 2 млрд. долл., что в 2013-ом, что в 2015-ом году.

Третье серьезное изменение коснулось денежного содержания военнослужащих, включая контрактников, на которых в очередной раз сделана ставка украинским военно-политическим руководством. Даже, если принять во внимание откровенно популистские цифры роста, с 1 января 2016 г. минимальная зарплата для военнослужащих повысилась с 2300 до 7000 грн., то есть более чем в 3 раза. Следствием этого стало продолжение «перекоса» в структуре расходов министерства обороны Украины, при котором три четверти выделенных средств идет на содержание армии.

При этом, на сегодняшний день не известны реальные цифры расходов на оборону и национальную безопасность текущего 2016 г., хотя в законе о бюджете для нужд минобороны запланировано 55,5 млрд. грн., то есть … фактически те же 2 млрд. долл.!

Зато известно, что Совет национальной безопасности и обороны Украины на своем заседании 28 сентября поддержал решение кабинета министров Украины о внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» с целью увеличения финансирования Министерства обороны Украины, Службы безопасности Украины, Главного управления разведки Министерства обороны Украины, национальной полиции Украины, Государственной пограничной службы Украины и других силовых структур. В частности, предусмотрено увеличить финансирование министерства обороны Украины на 3,8 млрд. грн., Главного управления разведки министерства обороны Украины — на 175 млн. грн., Национальной полиции Украины — на 2,48 млрд. грн., Государственной пограничной службы Украины и других силовых структур — на 782,7 млн. грн., службы безопасности Украины — на 128,5 млн. грн., Управление государственной охраны Украины — на 51 млн. грн.

То есть денег уже сейчас не хватает!

Вскоре после этого президент Украины Петр Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 сентября о предложениях к законопроекту «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» по статьям, связанным с обеспечением национальной безопасности и обороны Украины. Правда бюджет будущего года уже попал под шквал критики. Так, бывший премьер-министр Украины Николай Азаров охарактеризовал его тенденции и перспективы следующим образом: «сравним бюджет Гройсмана с последним до госпереворота бюджетом на 2013 г. Чтобы не запутаться, будем проводить сравнение в относительно устойчивых денежных единицах – долларах. Спустя 3 года страна будет иметь по расчету этого «честного бюджета» примерно 2 трлн. 59 млрд. грн. ВВП или 75,7 млрд. долл. (курс взят расчетный 27,2 грн. за 1 долл.), т.е. ВВП будет в 2,64 раза меньше, чем в 2013 г. Расходы государственного бюджета планируются в объеме 673,6 млрд. грн. или 24,8 млрд. долл., т.е. в 2,1 раза меньше, чем в 2013 г. Размер минимальной заработной платы в бюджете 2017 г. якобы приравнен к прожиточному минимуму (который никто не считал), и она в среднем в году составит 1684 грн. или 62 долл., т.е. в 2,5 раза ниже, чем в 2013 г.».

На нужды армии в 2017 г. правительство планирует выделить 64 млрд. грн. Хотя бюджет армии и предусмотрено увеличить на 15%, но в итоге, с учетом инфляции и заложенного в бюджет курса доллара, реального роста опять-таки ожидать не приходится.

Известно, что уже с апреля т.г., по словам бывшего министра обороны Анатолия Гриценко практически не финансируется работа оборонных предприятий по восстановлению, ремонту, модернизации техники, потому что бюджет не справляется с выделением даже запланированных средств. Кроме того, около 0,5 млрд. грн. «переброшено» со статей обеспечения вооружением и военной техникой на выплату жалованья военнослужащим, которое резко увеличилось с ростом численности контрактников. При этом их набор продолжается, так как необходимо полностью укомплектовать 15 вновь созданных бригад, в то время как в ряде уже имеющихся количество личного состава уже снизилось до 80% от списочной численности.

Окончательная замена мобилизованных на контрактников, которая, согласно последним решениям Порошенко, произойдет в ближайший месяц, приведет к еще большему росту расходов на содержание личного состава в ущерб пополнению арсеналов. Спасет ли ситуацию объявленное увеличение финансирования, которое еще надо где-то изыскать, покажут ближайшие месяцы, однако, уже сейчас ясно, что гипертрофированные военные расходы уничтожают украинское государство более быстро и эффективно, чем пресловутые «сепаратисты».

Диана Михайлова diana-mihailova.livejournal.com