США пытались вытащить из России ценного агента ЦРУ. Торг рассекречен

США пытались вытащить из России ценного агента ЦРУ. Торг рассекречен

На переговорах по обмену Виктора Бута на Бриттни Грайнер власти США также хотели выторговать ценного агента ЦРУ. Стали известны подробности переговоров.

На прошлой неделе Россия и США провели обмен заключёнными, обменяв американскую баскетболистку Бриттни Грайнер на русского бизнесмена Виктора Бута.

Однако американцы также вели переговоры об обмене осуждённого в России ценного агента ЦРУ.

Речь идёт о бывшем руководителе Центра информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ России Сергее Михайлове. Он был завербован США примерно в 2009-2010 годах и пойман только в 2016 году.

Американцы редко вступаются за своих агентов, которых изобличали в СССР и России. Делали это лишь тогда, когда агент был для них по-настоящему ценным, то есть его предательская деятельность причинила России максимальный вред.

И за 6 лет вред Михайлов причинил, действительно, немалый. По заданию ЦРУ он методично разрушал изнутри русские IT-компании и лично отправлял в тюрьму лиц, способных обеспечить кибербезопасность России.

Так, в 2010-2011 годах он уничтожил русский платёжный интернет-сервис Chronopay, который вполне мог конкурировать с американскими платёжными интернет-системами типа PayPal.

Параллельно с этим агент ЦРУ Михайлов завербовал некоторых сотрудников «Лаборатории Касперского». Один из них впоследствии также был осуждён за госизмену. Кроме того, Михайлов организовывал перенаправление федеральных инвестиций в те компании IT-отрасли, которые в них не нуждались.

И только к 2016 году, после многочисленных жалоб, Управление собственной безопасности ФСБ обратило внимание на деятельность Михайлова. При этом последствия вредительских действий Михайлова ощущаются до сих пор.

Всё это объясняет заботу США о Михайлове — именно он в интересах США причинил максимальный ущерб российскому цифровому суверенитету.

Громкая пощёчина ЦРУ: Провалилась крупнейшая спецоперация в России

Резонансное дело «оборотня в погонах» полковника ФСБ Сергея Михайлова подошло к концу — американский шпион приговорён к 22 годам заключения в колонии строгого режима за государственную измену.

Вместе с ним уютное место за решёткой получил и бывший начальник отдела «Лаборатории Касперского» Руслан Стоянов. Как были разоблачены шпионы и чем они занимались в России?

Телеканал «Царьград» продолжает серию материалов об операциях ЦРУ в России. Ранее мы уже проводили собственные расследования деятельности завербованных американской разведкой лиц в нашей стране.

Одним из них является экс-начальник 2-го отдела Центра информационной безопасности ФСБ России, полковник Сергей Михайлов, на которого даже у нас накопилось приличное количество дезавуирующих его материалов.

Прошло уже 6 лет с момента громкого задержания полковника прямо на работе. Оперативники тогда ворвались прямо на заседание коллегии ФСБ, надели Михайлову на голову чёрный мешок, скрутили и увезли на глазах у изумлённых сослуживцев.

Теперь в этом деле официально поставлена точка, потому что вина бывшего полковника доказана.

Следствие также доказало вину экс-главы одного из отделов «Лаборатории Касперского» Руслана Стоянова. Этот гражданин сотрудничал с Михайловым и помогал ему передавать информацию американской разведке. Оба фигуранта, наконец, переведены из статуса обвиняемых в статус осуждённых.

Для нас это повод сказать, что Россия сделала реальный шаг вперёд в деле разоблачения лиц, торгующих Родиной.

Ведь этот атавизм достался современной России по наследству от эпохи холодной войны и лихих 90-х годов прошлого века, когда ЦРУ наивно полагало, что дела в нашей стране можно устроить по-американски, при помощи собственных агентов и горстки влиятельных предателей.

Слишком заманчивой была мысль, что у русских якобы продаётся и покупается всё, включая государственные секреты.

Однако на деле подобный ужас не носил массового характера, так не было, и уж тем более так не может быть сегодня.

Конечно, реальные сроки для Михайлова и Стоянова — это громкая пощёчина для ЦРУ.

Однако нам не стоит обольщаться, ведь новая холодная война идёт полным ходом, есть вероятность войны горячей, а современная разведка уже вовсю работает в киберпространстве.

Без понимания задач настоящего, основанных на знании уловок противника в недавнем прошлом, едва ли стоит рассчитывать на спокойное будущее.

А значит, самое время узнать, как провалилась крупнейшая многолетняя операция ЦРУ в России и соседних странах и почему она отчасти предопределила тот международный фон, который мы видим сегодня.

Эпизод первый. Кот в мешке и предприимчивый майор

Для начала — самая свежая информация. 26 февраля Московский окружной военный суд приговорил Сергея Михайлова и Руслана Стоянова к 22 и 14 годам лишения свободы соответственно, признав их виновными по статье 275 УК РФ «Госизмена».

Михайлов будет отбывать срок в колонии строгого режима, а кроме этого, обязан заплатить штраф в размере 400 тыс. рублей.

Бывший глава отдела компьютерных инцидентов «Лаборатории Касперского» Руслан Стоянов разжалован из специального звания майора милиции, в должности которого он ушёл из правоохранительных органов в 2006 году. «Оборотень» рангом пониже Михайлова заплатит штраф в 150 тыс. рублей. Оба подозреваемых были задержаны в 2016 году.

Заседание суда проходило в закрытом режиме, так как с материалов дела пока не снят гриф секретности. Забегая вперёд, скажем, что едва ли все материалы вскоре станут общественным достоянием — по ряду эпизодов продолжается следствие и проводятся особые мероприятия.

Дело Михайлова крайне неоднородно. Поэтому сначала мы рассмотрим его взаимодействие с майором Стояновым. И это — та часть большого дела, которая уже стала предметом широкого обсуждения.

Михайлов и сотрудники его отдела с 2010 года вели оперативную разработку главы процессинговой компании Chronopay Павла Врублевского.

Его тогда заподозрили в организации DDoS-атаки на серверы платёжной системы Assist, через которую работал «Аэрофлот». Затем появились сообщения, что Врублевского считают киберпреступником и в США.

В это время, вполне вероятно, мог поступить некий запрос от американцев с целью получить больше информации об этом человеке.

И вот полковник Михайлов с рвением принимается за разработку Врублевского, применяя при этом весь спектр методов оперативно-розыскной работы.

Следствие установило, что затем он скачал секретную информацию о методах работы по Врублевскому на диск (или два диска) и передал носитель Стоянову.

Сотрудник «Лаборатории Касперского» к тому моменту вышел в отставку в звании майора, никаких подписок о невыезде у него не было, а наоборот — были выходы за границу по линии его нынешней работы.

С этим диском в 2011 году он отправился на международную конференцию по кибербезопасности, которая проходила в канадском городе Нью-Денвер. Там он передал информацию агентам ФБР.

По данным следствия, за это дело Михайлов и Стоянов получили от американцев 10 млн долларов. Оба осуждённых, разумеется, отрицают свою вину.

Эпизод второй. Откуда пошли «русские хакеры»?

Биография полковника Михайлова интересна также тем, что на выдаче оперативных данных и секретов разработки ФСБ дела Врублевского он не остановился, а принялся за новую работу.

В том же 2011 году Михайлов воспользовался тем, что возглавлял отдел ЦИБ ФСБ и стал настоящим цифровым мафиози, а проще говоря — лидером кибер-ОПГ.

Термин «русские хакеры» мы впервые услышали в 2011 году. Тогда этот миф стал активно раскручиваться на Западе, начались аресты мелких киберпреступников, якобы связанных с Россией.

ФБР очень быстро вооружилось этим мифом и стало его раскручивать, пошло тиражирование в СМИ, которое вскоре привело к обвинениям на государственном уровне в том, что хакеры из России бесконечно атакуют политическую систему США и крадут деньги у беспечных американцев.

Как всё это вышло, откуда взялось?

Всё очень просто. Впервые эта тема появилась благодаря скандально известной хакерской группировке «Шалтай-Болтай». Популярность к ней пришла на фоне «болотных» протестов в России накануне выборов 2012 года. Эта группа активно занималась взломами и сливами информации, поддерживая протестный потенциал, который вскоре обрёл не только антиправительственный, но и вообще антироссийский характер.

А мы хорошо знаем, кому обычно выгодно раскачивать ситуацию в России и подогревать протесты. Целью была, разумеется, организация в России цветной революции.

В 2014 году произошёл госпореворот на Украине, началась преступная война Киева против Донбасса. «Шалтаи» тогда называли себя «Анонимным интернационалом», засели в Киеве, смело выступили против России и стали делать некие сливы информации, чтобы ими мог воспользоваться Запад для обвинения Москвы в агрессии.

Группировка стала говорить о «русских хакерах», которые действуют на Западе.

В России началось расследование деятельности «Шалтай-Болтая». Разработку по группировке было поручено вести… полковнику Михайлову.

О его работе тогда сообщил Царьграду исполнительный директор «Лиги безопасного интернета» (ЛБИ) Денис Давыдов. ЛБИ сотрудничала с ФСБ по ряду дел.

Давыдов рассказал, что Михайлов сначала расследовал дело «Шалтаев», а затем решил возглавить эту группировку и обеспечить ей прикрытие. Но прогадал.

Михайлов заявил тогда ЛБИ, что «Шалтаи» были найдены, якобы была подготовлена докладная записка на имя директора ФСБ, а затем сверху опять же якобы было получено указание не разрабатывать эту тему, так как «всё под контролем».

Давыдов считает это приватное заявление Михайлова дезинформацией. Вероятно, уже в тот момент он знал об этих хакерах, но не сдал их, а попытался прикрыть этими ссылками на якобы распоряжение начальства. Зачем?

Антироссийскую информацию или дезинформацию следовало передавать западным спецслужбам. О работе этого канала написал известный американский специалист по кибербезопасности Брайан Кребс в сенсационной книге Spam Nation.

Ссылаясь на Врублевского, Кребс рассказывает, как работала схема передачи информации ЦРУ.

Михайлов тогда продолжал работать в связке со Стояновым, а связным с американцами выступил сотрудник компании Стоянова «Индрик» — некто Левашов. Кто конкретно в США получал эту информацию? Пора рассмотреть следующее звено цепи.

Эпизод третий. Кто вы, мисс Зенц?

А дальше в деле Михайлова и Стоянова фигурирует некая Кимберли Зенц — бывший старший аналитик по киберугрозам американской компании iDefence, «дочки» IT-компании Verisign.

Зенц также написала целую серию материалов для The Daily Beast (и не только) о киберугрозах и о России. В одном из них она позволяет себе откровенно смеяться над «тупыми русскими спецслужбами» и приводит пример Боширова и Петрова.

Следствие считает, что данные от Михайлова и Стоянова, «разоблачения» «Шалтаев» и прочая информация попадали в руки Зенц, которая передавала все кейсы в ЦРУ. Об этой связи также пишет и Брайан Кребс, который собирал информацию о деятельности Михайлова и Стоянова:

В телефонном интервью в 2011 году Врублевский сказал мне, что оба силовика стояли за утечкой электронных писем его компании (Chronopay — прим. ред.) мне, в ФБР и Кимберли Зенц, старшему аналитику киберугроз, которая работает в iDefensе.

Отметим тут и тот факт, что Михайлов в своё время проходил свидетелем по делу Врублевского, которого всё же осудили за DDoS-атаку платёжной системы Assist.

Есть также версия, что за атакой Врублевский не стоял, так как организовать её как раз могли хакеры Михайлова. А затем они же «слили» данные Кребсу, ФБР и Зенц.

В принципе, этой фактуры уже достаточно, чтобы проследить прочную связь между полковником Михайловым, Стояновым, Кимберли Зенц и ЦРУ. Однако необходимо привести все факты.

А они таковы, что iDefense — это не просто агентство, продающее услуги по защите информации разным компаниям. Нет. Эта фирма оказалась на удивление полезной для ЦРУ, ведь она собирала детали о работе кибер-структур в России и других странах.

Американская разведка просто не могла не обязать эту контору делиться информацией с «центром».

Более того, мы прекрасно помним, кто и как сделал фальшивое видео об «Аль-Каиде» и Бен Ладене, чтобы оправдать нападение США на Ирак. Фальшивку изготовила компания IntelCenter.

И всё бы ничего, если бы эта фирма не являлась подразделением iDefence.

Кстати, обеими структурами руководил экс-министр обороны США Дональд Рамсфельд.

Могут ли теперь оставаться сомнения в том, что Кимберли Зенц сотрудничала с ЦРУ?

Тем не менее она это отрицает. Об этом Зенц заявила ещё летом 2017 года в интервью РБК (кстати, издание ссылается на расследование Царьграда, говоря о связи Михайлова с «Шалтаями»).

Зенц рассказала, что она просто занималась работой в сфере кибербезопасности, Михайлова она и знать не знает.

Но в то же время призналась, что дружит со Стояновым, который всегда помогал ей советами и, внимание, делился информацией о киберугрозах. В принципе, этого заявления тоже достаточно, но мы пойдём дальше.

Павел Врублевский написал в своём «Живом журнале», что Зенц — однозначно сотрудница ЦРУ. Дело в том, что она вместе с отцом проживает в деревушке Маклин на северо-западе от Вашингтона. ЦРУ на своём сайте пишет, что его штаб расположен в местечке Лэнгли.

Однако Лэнгли как такового вы на карте не найдёте, потому что это местечко — часть деревни Маклин. Кстати, не так далеко от Маклина проживает и господин Кребс.

Теперь, после осуждения Михайлова и Стоянова, оперативникам стало легче разобраться в том, как и что делало ЦРУ в нашей стране.

Следствие пока продолжается и в отношении задержанного ранее помощника Михайлова Дмитрия Докучаева, а также бизнесмена Георгия Фомченкова. Их дело объединено в одно производство.

Самое главное во всей этой истории — это смысл и значение. В России могут «спустить на тормозах» многое, однако заигрывание с американскими спецслужбами — это уже за гранью добра и зла.

Нам сегодняшним очень сложно оценить результат работы Михайлова. Он будет виден в будущем, потому что миф о «русских хакерах», атаковавших выборы в США, энерогосистемы и прочее, стал едва ли не основой современного давления Запада на Россию.

Как и госпереворот на Украине, подогреваемый, как мы теперь знаем, не только госпожой Викторией Нуланд и знаменитыми «печеньками» на Майдане, но и рядом предателей в России.

А «болотные» протесты? Все эти бесконечные НКО и гранты Госдепа США?

Словом, было найдено одно из самых чувствительных звеньев, распутан тугой клубок взаимосвязей. Это дало ответы.

Но поставило и новые вопросы. А значит, работа будет продолжена.

Е. Кучер