Новые вызовы России: взгляд в будущее

Новые вызовы России: взгляд в будущее

2 июля 2021 года президент России Владимир Путин подписал указ №400  “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”. Текущая  версия требует тщательного изучения и сравнения с предыдущими  стратегиями, на предмет эволюции угроз для Российской Федерации. 

Многие  эксперты уже отметили характерную разницу между предыдущей Стратегией  национальной безопасности, утвержденной Дмитрием Медведевым в 2015 году и  текущей. Если в предыдущей версии в начале описывались успехи России,  то в стратегии 2021 года оценка положения России в современном мире  начинается с констатации того, что мир переживает период трансформации.

Как  указано в тексте, «произошло увеличение количества центров мирового  экономического и политического развития, укрепление позиций новых  глобальных и региональных стран-​лидеров приводит к изменению структуры  мирового порядка, формированию новых архитектур, правил и принципов  мироустройства». Стоит отметить, что без деградации США, как мирового  гегемона, всё это произойти не могло.

Нужно отметить, что, если в  тексте 2015 года угрозу России представляли США и их союзники в попытках  сохранить свое доминирование, то в текущем варианте указано, что  попытки Запада сохранить гегемонию приводят к обострению  внутриполитических проблем, усилению межгосударственных противоречий,  ослаблению влияния международных институтов и снижению эффективности  системы глобальной безопасности.

Данное отличие в Стратегиях 2015 и  2021 года принципиально. Таким образом, авторы хотели показать, что в  текущей геополитической ситуации особой разницы между США и их  союзниками уже нет. О едином фронте Запада, после визита Байдена в  Европу, писал в свой статье глава МИД России Сергей Лавров.

Выстраивание  полноценного партнерства с США и укрепление взаимовыгодного  сотрудничества с ЕС, как это было указано в Стратегии 2015 года, видимо,  уже бесперспективно. В то же время, цель развития отношений  всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китаем и  стратегического партнерства с Индией, в том числе, в целях создания в  Азиатско-​Тихоокеанском регионе надежных механизмов обеспечения  региональной стабильности и безопасности на внеблоковой основе,  сохранилась и в новой версии стратегии.

В одном ряду  с вышеуказанной причиной мировой нестабильности перечислены ранее не  встречавшиеся факторы. Такие, как кризис современных моделей и  инструментов экономического развития, усиление диспропорций в развитии  государств, повышение уровня социального неравенства, стремление  транснациональных корпораций ограничить роль государств. 

Здесь  авторы явно попытались намекнуть на кризис капитализма, что и является  первопричиной кризиса текущего миропорядка. Кроме того, нужно  констатировать, что то, что в 80-е казалось фантастикой, сейчас  воплотилось в жизнь, и корпорации уже влияют на мировую политику. Хотя  некоторые могут вспомнить про прецедент с Ост-​Индской компанией в 17-м  веке, но текущее влияние корпораций стало куда более изощренным.

Далее  в документе говорится, что в условиях стагнации и рецессии ведущих  экономик мира, снижения устойчивости мировой валютно-​финансовой  системы, на Россию и ее партнеров оказывается открытое политическое и  экономическое давление другими странами с целью получения различных  преимуществ. Повышение внимания мирового сообщества к проблемам  изменения климата и сохранения благоприятной окружающей среды происходит  с той же целью. Соответственно, иллюзий по поводу «зеленой энергетики» у  российского руководства нет.

В Стратегии указано, что рост  геополитической нестабильности и конфликтности, усиление  межгосударственных противоречий сопровождаются повышением угрозы  использования военной силы. Кроме того,  происходит расшатывание  общепризнанных норм и принципов международного права, ослабление и  разрушение существующих международных правовых институтов,  продолжающийся демонтаж системы договоров и соглашений в области  контроля над вооружениями. Возможно, именно поэтому в отличие от  Стратегии 2015 года, в текущей версии прямо не прописана цель укрепления  международных механизмов нераспространения ядерного оружия.

В том  же абзаце говорится о том, что действия некоторых стран направлены на  инспирирование в СНГ дезинтеграционных процессов в целях разрушения  связей России с ее традиционными союзниками. Увеличивается опасность  перерастания вооруженных конфликтов в локальные и региональные войны, в  том числе с участием ядерных держав. Космическое и информационное  пространства активно осваиваются как новые сферы ведения военных  действий.

Поэтому не удивительно, что информационная безопасность  вынесена в отдельный раздел Стратегии. В нем указано, что специальные  службы иностранных государств ведут не только разведку, но также  отрабатывают действия по выведению из строя объектов критической  информационной инфраструктуры. Кроме того, отмечено стремление  транснациональных корпораций закрепить свое монопольное положение в сети  «Интернет» через использование ими цензуры и блокировку альтернативных  интернет-​платформ. Пользователям навязывается искаженный взгляд на  исторические факты, а также на события, происходящие в России и мире.

В  контексте данного раздела представляет интерес один из пунктов  Стратегии, в котором указано, что в случае совершения иностранными  государствами недружественных действий, представляющих угрозу  суверенитету и территориальной целостности России, в том числе связанных  с применением ограничительных мер (санкций) политического или  экономического характера, либо использованием современных  информационно-​коммуникационных технологий, Россия считает правомерным  принять симметричные и асимметричные меры, необходимые для пресечения  таких недружественных действий, а также для предотвращения их повторения  в будущем. 

Однако самым важным моментом, отраженным в Стратегии  национальной безопасности России, является констатация актуализации  проблемы «морального лидерства и создания привлекательной идейной основы  будущего мироустройства». Также в тексте говорится, что на фоне кризиса  западной либеральной модели рядом государств предпринимаются попытки  целенаправленного размывания традиционных ценностей, искажения мировой  истории, пересмотра взглядов на роль и место России в ней. 

Таким  образом, констатируется факт кризиса либеральной идеологии в мире и  давления на традиционные ценности. Однако государственная идеология у  нас запрещена Конституцией. Поэтому авторы, прекрасно понимая одну из  главных проблем России, делают лишь намек на неё. Так, советник министра  обороны РФ генерал-​майор Андрей Ильницкий открыто заявляет, что идеология для российского государства необходима.

Немного  далее в тексте говорится, что формирование новых архитектур, правил и  принципов мироустройства сопровождается для России появлением не только  новых вызовов и угроз, но и дополнительных возможностей. Обобщая мысль  авторов, можно сказать, что для участия в формировании будущего  мироустройства России нужна идеология, которая будет не просто  сформулирована и принята российским обществом, но также будет  транслироваться во вне.

В данной Стратегии традиционный раздел  «Культура» назван как «Защита традиционных российских  духовно-​нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». В нем  указано, что Россия рассматривает свои базовые, формировавшиеся на  протяжении столетий отечественной истории духовно-​нравственные и  культурно-​исторические ценности, нормы морали и нравственности в  качестве основы российского общества. 

Однако и не специалисту  понятно, что без образа будущего этого недостаточно для общей  объединяющей идеи, так как даже единый взгляд на прошлое в российском  обществе окончательно не сформировался. Далее в этом разделе всё  сводится к борьбе за традиционные духовно-​нравственные ориентиры,  противодействию информационно-​психологическим диверсиям и  «вестернизации» российской культуры.

В заключение раздела «Россия в  современном мире» говорится, что Россия выступает за укрепление и  развитие универсальных международных институтов в целях снижения  глобальной напряженности. Сближение позиций и общая ответственность за  будущее мира позволят всем государствам получить больше возможностей для  совместного решения глобальных проблем.

Соответственно, авторы  считают, что на данный момент развития полицентричного мира страны  должны разделить общую ответственность за будущее. Однако эти намерения  пока мало осуществимы, так как в самом начале документа авторы  указывали, что страны Запада пытаются сохранить свою гегемонию в мире,  а значит, и диктовать правила игры.

Судя по оценкам  геополитической ситуации в данном документе, можно с уверенностью  сказать, что встреча Путина и Байдена в Женеве ничего принципиально не  поменяла, как и прогнозировалось ранее, отношения России и США сохраняют конфронтационный характер и периода разрядки не будет.

В  целом новая Стратегия хоть и отражает реалии меняющегося мира, но  сохраняет реактивную позицию России на эти изменения во  внешнеполитическом поле из-за отсутствия идеологической составляющей,  что контрастирует с национальной стратегией США, где указывается  проактивная позиция Америки и её союзников по изменению ситуации в мире и  продвижения их собственной идеологии. 

В то же время один из  пунктов новой Стратегии национальной безопасности России придает  оптимизма. В нём указано, что Россия будет оказывать своим союзникам и  партнерам поддержку при решении ими вопросов, связанных с обеспечением  обороны и безопасности, нейтрализацией попыток внешнего вмешательства в  их внутренние дела. Таким образом, Россия собирается активно  противодействовать переформатированию дружественных стран Западом под  свои стандарты, и будем надеяться, что это касается не только  Белоруссии.

Источник