Сирия: что впереди? По итогам саммита Россия – Турция – Иран в Анкаре

Сирия: что впереди? По итогам саммита Россия – Турция – Иран в Анкаре

Только что закончившийся в Анкаре тройственный саммит президентов России, Турции и Ирана в основном был посвящён поискам путей мирного урегулирования в Сирии. При этом очевидно, что без ликвидации баз непримиримых боевиков в зоне Идлиба и решения проблемы занятого курдо-американскими отрядами востока страны окончательный мир в Сирии невозможен.

Поэтому наряду с проведением наконец-то согласованного на саммите конституционного процесса доводить до логического завершения войну в Сирии всё равно придется. По оценкам экспертов, наблюдавших за тройственной встречей, дальнейший ход боевых действий будет определяться сложным переплетением обстоятельств.

Обращается, например, внимание на то, что за три дня до саммита президент В. Путин принял в Сочи израильского премьера Б. Нетаньяху, в беседе с которым были определены пределы его дальнейшего вмешательства в сирийскую ситуацию. Эта встреча во многом предваряла мероприятие в Анкаре. Ближневосточная пресса дружно указывает, что на этот раз тон разговоров с российской стороны был достаточно жёсткий.

Нетаньяху было заявлено, в частности, что многие без конца излагаемые им страхи по поводу поведения Ирана в Сирии «сильно преувеличены» и что полёты израильской авиации над Сирией должны быть решительно пресечены.

Избегать использования против неё расположенных там российских средств ПВО долго не получится.

Печать Израиля признаёт, что Нетаньяху в преддверии выборов и последующего процесса формирования правительственной коалиции и сам не намерен глубоко погрязать в сирийских делах. Израильтяне отступили от своего прежнего категорического требования о полном выводе из Сирии иранских воинских подразделений и недопустимости создания там каких-бы то ни было военных баз Ирана. В настоящий момент они допускают их наличие при условии, что такие базы не располагаются в пределах 80 км от территории Израиля и на них нет ракетного вооружения, достигающего его границ. От права атаковать объекты, не отвечающие этим требованиям, израильтяне отступать не хотят, а на первый план израильские СМИ выдвигают шаги по «оказанию давления Москвы на Иран».

Иран, конечно, не в восторге от того, что кто-то со стороны пытается ограничить его военное присутствие в Сирии, осуществляемое полностью на законных основаниях по соглашению с её правительством, но понимает, что получение гарантий ненападения на большинство его баз – тоже значительный шаг вперёд. Благодаря этому в Анкаре президенты Роухани и Путин по большинству вопросов практически выступали в унисон.

Турецкий президент Эрдоган вынужден был с этим считаться. К тому же главным для него было получение поддержки партнёров в намечаемой крупномасштабной операции против курдов из Партии демократического союза / Сирийских демократических сил (ПДС/СДС).

Контролируя при помощи американцев более четверти национальной территории на северо-востоке вдоль границы с Турцией (т.н. Рожава), курды, несмотря на настойчивые рекомендации Москвы договариваться с Дамаском, так и не сделали этого.

Теперь же им, видимо, придётся пожимать горькие плоды их заблуждений по поводу всесилия Вашингтона.

Турецкая печать широко распространяет утверждения, что в Анкаре её партнёры впервые признали ПДС вместе с «материнской» для неё Рабочей партией Курдистана (РПК), действующей в Турции, террористическими организациями. Возможно, это заявление преждевременно, поскольку официальных заявлений по данному поводу ни с российской, ни с иранской стороны не делалось, но, судя по всему, признано право Турции атаковать объекты этих военизированных организаций и создать временную зону безопасности на территории Сирии вдоль своих границ. Так во всяком случае преподносят итоги встречи турецкие издания.

За согласие на это Эрдоган, похоже, заплатил Дамаску немалую цену. В официальном Anadolu Agency турецкие эксперты пишут о том, что, желая обеспечить себе на время предстоящей операции против Рожавы надёжные фланги, Анкара согласилась перенести линию деэскалации в Идлибе значительно севернее. Она будет проходить по шоссе М4 от Джиср-аш-Шугура через Эриху до Серакиба и обеспечиваться совместными турецко-российскими патрулями. Это означает, что правительственная Сирийская арабская армия (САА) сможет занять практически половину Идлиба, включая ключевой транзитный узел в Маарет-ан-Нумане. Будет также обеспечен прямой выход на крупнейший город страны Алеппо как из Дамаска, так из ведущего порта в Латакии. В занятии севера Латакии с опорным пунктом в Кабани и плодородной равнины аль-Гааб турки, если верить этой информации, чинить препятствия также не будут. Таким образом, оказались посрамлены те, кто обвинял Москву в том, что она «в очередной раз украла победу у САА», убедив её после взятия Хан-Шейхуна приостановить наступление.

На деле благодаря дипломатическим усилиям Москвы Дамаск получит гораздо больше, чем мог бы добиться военным путём, и со значительно меньшими потерями.

К тому же САА будет в состоянии быстрее перебросить свои главные силы на северо-восток к Рожаве, где в предстоящие месяцы, по-видимому, развернутся главные события сирийской войны, связанные с крахом курдского квазигосударственного образования.

Турция в настоящее время ведёт интенсивные переговоры с американцами о своём военном вхождении в Рожаву с целью установления там подконтрольной буферной зоны. При этом она выдвигает максималистские требования. Эта зона должна простираться на 450 км по ширине вдоль всей турецкой границы и на 30 км вглубь. Фактически это означало бы занятие всех основных населённых пунктов с курдским большинством на данной территории. Для курдов это равнозначно полной капитуляции, а для американцев это серьёзное военно-дипломатическое поражение. Им остаётся либо бросить Рожаву на произвол судьбы, объявив, что они «с успехом реализовали все поставленные перед собой цели, а потому уходят», либо бессильно наблюдать за турецким вторжением. А о нём в Турции все пишут как о деле решённом. Атака начнётся, видимо, тогда, когда будут поставлены на боевое дежурство последние из поступивших в Турцию российских комплексов С-400.

Будут ли сбивать турки американские самолёты? Скорее всего, это не понадобится. Радарная подсветка с земли, а следовательно, угроза быть сбитыми будет определяться лётчиками ВВС США задолго до того, как С-400 попадут в зону поражения их собственных ракет воздух-земля. По правилам, в этом случае они должны будут уйти с курса. То есть даже демонстрация силы с американской стороны будет невозможна.

Какой бы ни была американская мощь, но противостояние сразу трём региональным державам (а Россия даже выше этого статуса) непосредственно в точке схождения их жизненно важных интересов – задача для американцев непосильная.

Вслед за встречей в Анкаре планируется проведение в октябре четырёхстороннего саммита по ситуации в Сирии лидеров России, Турции, Германии и Франции. Главная тема этого формата – положение беженцев, но не приходится сомневаться, что там будут обсуждаться общее положение в Сирии и решения тройственной встречи в Анкаре. С высокой степенью вероятности европейские лидеры добавят свой авторитет данным решениям, поскольку понимают, что их «старший союзник» США ведёт в регионе заведомо проигрышную игру.

Дмитрий Минин, www.stoletie.ru