Зачем нужен «стелс»? Чтобы командование не знало, где он шляется…

Зачем нужен «стелс»? Чтобы командование не знало, где он шляется…

Как-то года полтора назад была такая статья — «Все ненужное на слом, …а В-2 в заправщики!», где упоминался первый опыт использования F-35 на учениях «Рэд флэг». На днях тут израильтяне тоже вышли первопроходцами — впервые применили F-35 в бою. Даже фото (на заставке) подогнали — cебяшку над Бейрутом.

Ну, не будем про то, что фото сделано над столицей «независимого» Ливана (какая такая территориальная неприкосновенность?), интереснее другое — обведенное кружочком.

Это «линза Люнеберга», предназначенная для увеличения ЭПР самолета. То есть F-35 с ними перестает быть «стелсом». Зачем же тогда лезть в чужое воздушное пространство, если ты на экранах вражеских РЛС (там есть немного :-) светишь как рождественская елка?

Вообще «линзы Люнеберга» можно заметить на F-35 довольно часто, особенно при перегонах в другие страны. Вот, недавно как Северную Корею пугали, тогда тоже были. В чем дело?

А дело как всегда в «гладко было на бумаге» — хорошо быть «стелсом» в теории. Но вот ты «такой невидимый» над линией фронта и тебя неожиданно засекают СВОИ. У СВОИХ возникает резонный нордический вопрос: Du bist wer? Ну и че делать? Включать ответчик «свой-чужой», чтобы тебя на сотни километров радиоразведка взяла на крючок? Это один самолет, а если в воздухе несколько … эскадрилий? (ибо военные «одним» самолетом не оперируют) А если они неожиданно напорются друг на друга? Всем включить «ответчики»? А как этим бардаком будет управлять начальство, не видя их на экранах своих РЛС? Прямой путь к «дружественному огню» — любимой статьей потерь американцев еще со Вьетнама.

Вот так в боевой обстановке вдруг на «стелсе» и оказались «линзы Люнеберга» — ибо нечего прятаться по углам от начальства!

Позвольте, а зачем тогда вообще нужен «стелс»? Не, на войне все пригодится. Вспомните, чем был первый «стелс» — «Хромой карлик» F-117? (вообще большая дура, какой там карлик?). Фактически воздушным диверсантом для выполнения особо важных заданий (смотреть — Панама, Ирак, Югославия). Одиночно, «как летать в ночи», чтоб ни свои ни чужие не заметили. Если свои расстреляют собьют — сам виноват, лучше надо было маскироваться! Но много так не пошлешь, вот и было F-117, как пальцев на конечностях трех последних президентов России! Есть второй вариант — предупредить все «заинтересованные стороны» по маршруту полета — ВВС, ПВО, наземные/флот, что «летит что-то черное — turt*, не стреляйте, оно наше!» Проблема организационная — долго, ненадежно (вдруг кого забудешь) и народ банально поймет не так.

А если «стелсов» — полки и дивизии? Объем проблем представляете? Нет уж, лучше «линзы» каждому на зад вместо колокольчика!

А тогда зачем вообще нужны «стелсы»? Вопрос интересный. Зачем наши пустили в серию Су-35, когда на подходе Су-57? И зачем Израиль вдруг затребовал дополнительные истребители F-15, древние, как то самое, когда уже во всю получает «супер» F-35?

Воюют солдаты, они — главный расходный материал войны, а диверсантов много не нужно. Хотя они, конечно, «элита»…
___________
* — Тhe little turd — прозвище F-35 в ВВС США

Автор блога afirsov.livejournal.co