И снова рекорд военной мощи России — такого не делал никто в мире

И снова рекорд военной мощи России — такого не делал никто в мире

Многие уже наверно видели пуск сразу 4-х баллистических ракет с «Юрия Долгорукова». Залповая стрельба из подводного положения таким оружием — это без преувеличения мировой рекорд военной мощи России.

По сути, это настоящий подвиг для экипажа. Простые люди даже не осознают, какие перегрузки испытывает подводная лодка при пуске даже одной баллистической ракеты. А тут целый залп!

Никто не проводил аналогичных залповых пусков… Кроме СССР, перед самым распадом, за считанные дни до августовского путча.

Долгое время вообще считалось невозможным выполнить залповый пуск баллистических ракет с подводного положения. Это был большой риск для экипажа. Если на земле пуски производимые с шахт запускают находясь на расстоянии в защищенном бункере, то подводники по сути слабо защищены. А в конце 80-х распространилось мнение, что в случае конфликта ни одна подлодка не сможет совершить залповый пуск всего боекомплекта.

Теоретически все было просчитано, все должно работать. Но на практике никто не проверял. Благодаря нейтральной плавучести подводная лодка удерживает нужную глубину. Старт ракеты ощутимо толкает лодку вниз. Потеряв десятки тонн веса в виде ракеты, лодка сразу подскакивает вверх. Каждый пуск — это как мощный удар. После чего автоматика настраивает дифферент лодки, насосы закачивают воду в цистерны, чтобы крейсер снова стал в нужное положение для пуска следующей ракеты. Каждый градус перекоса может привести к неприятным последствиям. Лодка отчаянно работает винтами и рулями, чтобы удерживаться в так называемом «пусковом коридоре». Но какая бы ни была безупречная автоматика, все равно нет гарантии стабильного удержания положения.

Было решено провести операцию «Бегемот-1». в 1989 году подводная лодка К-84 вышла в море. Субмарина была заполнена флотским начальством — все хотели выслужиться и получить награды, ведь залповый пуск такого масштаба считается подвигом. Но когда произошел сбой автоматики, началась паника. Субмарина просела, и водная масса раздавила ракету в шахте. Экипаж вел себя грамотно, и человеческих жертв удалось избежать.

Этот провал поставил под угрозу репутацию всего подводного флота. Было решено во что бы то ни стало провести еще один залповый пуск всего боекомплекта. К делу подошли еще серьезнее. Днем и ночью командир подводной лодки К-407 Сергей Егоров тренировал экипаж на специальных макетах.

6 августа 1991 года перед операцией экипажу объявили, что это задание смертельно опасное, и если кто-то неуверен в себе, разрешали остаться на берегу. Некоторые воспользовались этим разрешением. Да и начальство в этот раз осталось на берегу. На борту вместе с моряками были создатели ракет и крейсера.

И тут снова произошел конфуз — пропала связь со сторожевым кораблем, который сопровождал подводную лодку. Контр адмирал по инструкции должен был отменить операцию, но Сальников взял всю ответственность на себя, и скомандовал стрелять.

Из воды стали одна за другой появляться ракеты и взмывать в небо. 1, 2… 8… 16! Огромный подводный крейсер бросало вверх-вниз, шатало из стороны в сторону. Стоял громкий гул, шум, насосы качали сотни тонн воды. Вес выпушенных ракет составил почти 700 тонн. К цели на полигоне направились 1 и 16, остальные летели по произвольной траектории и потом самоуничтожались в воздухе. Но это не столь важно, суть операции была в том, чтобы доказать возможность залпового пуска всего боекомплекта.

Это был настоящий подвиг! Наверх ушел внушительный наградной список. Но произошел августовский путч, страна развалилась. Наградной отдел закрылся, и на всех даже медалей не хватило… Однако сама операция показала надежность ядерного щита.

zen.yandex.ru/media/efe_mir