Россия выводит из игры символ американской военной мощи

Россия выводит из игры символ американской военной мощи

Легендарные крылатые ракеты «Томагавк», которыми США успели обстрелять множество стран мира, больше не удовлетворяют требованиям Пентагона. Принято решение уже в ближайшие годы отказаться от них в пользу более совершенных аналогов. Отправить «Томагавки» на пенсию решено в том числе по вине российских средств ПВО.

Пентагон решил отказаться от крылатых ракет «Томагавк», так как они больше не отвечают современным требованиям. Об этом стало известно из опубликованного в четверг проекта бюджета ВМС США на 2019 год. Военные пришли к выводу, что современные средства противовоздушной и противоракетной обороны, комплексы радиоэлектронной борьбы слишком снизили эффективность «Томагавков».

Сыграло свою роль и то, что Россия и Китай, по мнению США, сумели повторить ряд американских наработок, а также создали эффективные средства ПВО. В частности, одной из главных угроз «Томагавкам» издание Defense One называет российскую зенитную ракетную систему большой и средней дальности С-400 («Триумф»). Теперь США сосредоточатся на усовершенствовании противокорабельной ракеты большой дальности AGM-158C LRASM (Long Range Anti-Ship Missile) и ракеты NGLAW (Next Generation Land Attack Weapon), предназначенных для поражения наземных целей. Их поступление на вооружение намечено на 2030 год.

Как известно, «Томагавки» начали проектироваться в конце 60-х годов, первые испытания проводились в середине 70-х, а серийное производство стартовало в 1983 году. Основное предназначение – поражение важных целей в глубине обороны противника (аэродромов, военных баз, систем ПВО, пусковых установок, командных центров, электростанций и т. д.

Первое массовое применение этого оружия произошло в 1990 году во время операции «Буря в пустыне» против Ирака. Было выпущено около 300 ракет, большинство которых – не менее 85% – достигли целей. Позже ракеты применялись во всех крупных конфликтах с участием США. За минувшие годы было использовано не менее двух тысяч ракет. По оценке экспертов, еще около 2,5 тысяч «Томагавков» остаются на складах.

Американцы использовали «Томагавки» и в Сирии. В апреле прошлого года они нанесли удар по авиабазе Шайрат в провинции Хомс. Однако чуть ли не на следующий день с нее снова начала взлетать авиация. В середине апреля этого года США и их союзники выпустили по Сирии 103 ракеты, но 46 из них были сбиты, а две неразорвавшиеся ракеты доставили в Россию на изучение. Не исключено, что США применили тогда не только «Томагавки» и среди захваченных в качестве трофея может оказаться и перспективная американская разработка, на которую Пентагон делает ставку вместо «Томагавка».

Бывший замкомандующего войсками ПВО Сухопутных войск генерал-лейтенант Александр Лузан уверен, что поводом для окончательного решения перейти на новые ракеты стали провальные итоги удара по Сирии, когда многие ракеты были уничтожены силами ПВО еще на подлете к целям.

«Американцев могло подстегнуть то, что «Томагавки» показали в Сирии крайне низкую эффективность. Перед нанесением удара Трамп во всеуслышание заявлял, мол: «Россия, готовься, мы применим самые новые ракеты». Но из этого получился пшик», – подчеркнул генерал.

Впрочем, сам Лузан убежден, что в реальности «Томагавк» не устарел. Он напомнил, что в концепции быстрого глобального удара американцы делают ставку именно на такие крылатые ракеты.

«Противокорабельные ракеты большой дальности AGM-158C LRASM и ракеты NGLAW – это, по сути, тот же «Томагавк», но с усовершенствованной системой наведения. Еще американцы дорабатывают носитель этих ракет. Кроме классических крылатых ракет типа «Томагавк» американцы интенсивно разрабатывают гиперзвуковые летательные аппараты – те же крылатые ракеты, но способные летать на гиперзвуковой скорости. Они станут дополнением к классическим крылатым ракетам», – сказал Лузан.

Ему возражает член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков: «Томагавк» морально устарел. Сейчас полет на сверхмалых высотах не спасает от поражения средствами ПВО.

«Томагавки» имеют боеголовки с небольшой дальностью самонаведения – такой же, как у «Гарпуна». Эти ракеты не могут обнаружить цели в большой зоне неопределенности, они вынуждены маневрировать в зоне действия средств ПВО и могут быть сбиты», – сказал Сивков газете ВЗГЛЯД.

«Другая проблема в огромном размахе залпа, то есть временном интервале между ракетными ударами по одной и той же цели. При обстреле одной мишени ракеты стартуют друг за другом в среднем через пять секунд, но во время полета и маневрирования размах залпа продолжает увеличиваться, и «в итоге они легко перемалываются средствами ПВО». «Томагавки» были эффективны лет 35 назад, когда российский флот не имел таких зенитных ракетно-артиллерийских комплексов, как «Кортик» и подобные ему. Сегодня «Томагавки» против них неэффективны», – пояснил эксперт.

Сивков отметил, что в открытых источниках информации о AGM-158C LRASM и NGLAW очень мало, но у новых ракет в любом случае должна быть изменена траектория полета и установлена «мощная головка самонаведения с системой распознавания образа, то есть способности в условиях помех выделять по навигационному портрету из множества целей главную». «Ракета большой дальности должна принципиально отличаться от ракеты малой дальности», – пояснил Сивков.

По его словам, опыт создания подобных ракет имел еще советский флот. В частности, ракета П-35 (П-6) 60-х годов обеспечивала надежное выявление цели. Потом появились «Базальты» и «Граниты». «У России имеется школа. У американцев такой школы нет – и у них будут проблемы с созданием новых противокорабельных ракет», – прогнозирует Сивков.

Что касается возможностей России противостоять новым американским крылатым ракетам, то Лузан заверил: с этой задачей прекрасно справится хотя бы зенитный ракетный комплекс «Бук-М2». «Этот ЗРК – самый эффективный по борьбе с крылатыми ракетами, в том числе с теми, над которыми сейчас работают американцы. В ближайшие лет двадцать Бук-М2 останется фаворитом в борьбе с крылатыми ракетами – по крайней мере, с теми, что действуют на предельно малых высотах», – заверил Александр Лузан.

Андрей Резчиков, Взгляд