«Ядерная опция» Китая

«Ядерная опция» Китая

Западные СМИ начали всерьёз обсуждать «ядерный вариант» китайского ответа на торговую войну Трампа — КНР может выбросить на рынок долговые облигации США на сумму более триллиона долларов, что станет жесточайшим ударом по американской экономике.

Торговая война, между тем, идёт своим чередом — уже прозвучал гонг второго раунда. Накануне Соединённые Штаты официально объявили о планах ввести 25%-е таможенные тарифы в отношении 1,300 китайских продуктов, которые составляют 10% импорта из КНР в США на общую сумму в 50 миллиардов долларов. Озвученные цифры оказались немногим меньше, чем ранее сообщали источники из Белого дома.

На этот раз китайцы ответили незамедлительно, выкатив собственный список американских продуктов, против которых они намерены ввести пошлины, если только Трамп не откажется от своих планов.

В штрафной лист попали самолёты, автомобили, соя и говядина (очевидно, китайцы и далее собираются бить прежде всего по тем секторам, среди работников которых много избирателей Трампа).

Всё это дополнит список из 128 продуктов американского производства, которые Китай уже обложил тарифами в ответ на американские пошлины на сталь и алюминий (это был первый раунд торговой войны).

Но сейчас внимание американцев всё больше захватывают не те меры, которые китайцы уже пообещали в ответ, а то, что они ещё могут сделать, но пока молчат. С точки зрения американских СМИ, главный козырь в рукаве у Китая — финансовый.

Народный банк Китая является держателем американских казначейских облигаций (U.S. Treasuries) на сумму 1.17 триллиона долларов (данные по состоянию на конец января). Это делает Китай крупнейшим владельцем американского госдолга после Федеральной резервной системы США.

В общей сложности, зарубежные центробанки держат около 4 триллионов американских гособлигаций. На КНР, таким образом, приходится более четверти (всего в обороте находятся 14.7 триллионов казначейских облигаций).

Если китайцы начнут массово сбрасывать свои облигации, то это приведёт к падению спроса на них и к росту их доходности, что создаст крупные (действительно крупные) проблемы для США в плане рефинансирования госдолга и покрытия бюджетного дефицита.

Стоит отметить, что вторым по величине иностранным держателем американских гособлигаций является Банк Японии, на счетах которого также находится более 1 миллиарда U.S. Treasuries. При этом ещё сохраняется шанс на то, что в глобальной торговой войне Япония встанет на сторону Китая.

Китай, собственно, уже начал постепенно избавляться от американских бондов — их запас на счетах китайского центробанка сократился на 11% с пикового значения в 1.3 триллиона долларов, достигнутого в конце 2013 года.

Китайцы не торопятся сбрасывать американский госдолг, поскольку пока они им владеют, у них есть серьёзный рычаг давления на США. Кроме того, если слишком быстро распродавать облигации, то оставшиеся упадут в цене.

Наконец, возможно, самым серьёзным препятствием является то, что падение стоимости американских гособлигаций приведёт к ослаблению доллара и усилению юаня, что невыгодно китайским экспортёрам. В связи с этим некоторые американские аналитики считают, что «ядерная опция Китая» — это вовсе не сброс облигаций США, а скорее наоборот, резкое ослабление курса юаня, которое подорвёт все усилия Дональда Трампа по повышению конкурентоспособности американского экспорта в сравнении с китайским.

Однако не следует забывать, что китайцы не заинтересованы в чрезмерном ослаблении юаня, ведь у них есть планы по его превращению в главную мировую валюту. Не зря же Китай столько лет добивался начала международной торговли нефтью за юань.

Китайцы вполне в состоянии нарастить темпы продаж Treasuries, закупая вместо них европейские и японские гособлигации. Пока что американские бонды занимают более трети в общем объёме китайских золотовалютных резервов, который сейчас составляет 3.13 триллиона долларов. Долю Treasuries есть куда снижать, а инвестиционный портфель китайского центробанка вполне можно диверсифицировать.

Как только обсуждение «ядерной опции» перейдет из деловых СМИ в офисы крупных фондов и банков, то постепенно сам факт наличия такого риска начнёт оказывать заметное давление на рынок американских облигаций.

Два года назад было сложно себе представить торговую войну между США и КНР, но она стала реальностью. Возможно, в не слишком отдаленной перспективе Китай будет попросту вынужден пойти на крайние меры, чтобы остановить Трампа.

ФинФронт