«Кладовая для будущих поколений»: сколько тайн хранит Новая Земля

«Кладовая для будущих поколений»: сколько тайн хранит Новая Земля

Командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов рассказал журналистам о грядущей комплексной экспедиции на Новую Землю. На архипелаге будут работать офицеры Минобороны РФ и учёные Русского географического общества (РГО). Научное подразделение возглавит начальник одного из управлений штаба Северного флота полковник Сергей Чуркин.

По словам Евменова, решение организовать миссию на Новую Землю объясняется тем, что всё больше кораблей ВМФ заходит в Северный Ледовитый океан. С 2013 года Россия проводит политику по восстановлению военного и экономического присутствия в Арктике. Огромный импульс развития получил Северный морской путь.

Однако главная цель командования Северного флота и РГО — исследование малоизвестных страниц истории архипелага. В частности, офицеры и учёные намерены восстановить маршруты первопроходцев, изучить заброшенные военные объекты и места боёв периода Великой Отечественной войны.

«Отбросить многовековой, бесценный и полный драматизма опыт наших предшественников, на наш взгляд, было бы неоправданно. К сожалению, в современном мире имена героев освоения Новой Земли не на слуху. В ходе комплексной экспедиции мы постараемся рассказать и показать военнослужащим флота и россиянам, какими и, самое главное, чьими усилиями Россия прирастала Арктикой», — заявил Евменов.

Три рейда

Новая Земля — полоса суши, протянувшаяся почти на тысячу километров. Основную часть архипелага составляют два острова — Северный и Южный, разделённые проливом Маточкин Шар. На западе Новую Землю омывает Баренцево море, на востоке — Карское. Между Южным островом и островом Вайгач расположен Карский пролив.

В 2018 году Северный флот и РГО планируют провести три рейда. В апреле-мае офицеры и учёные повторят маршрут врача полярной станции Леонида Гриневецкого, который на собачьих упряжках пересёк Южный остров.

«Далее в ходе рейда военнослужащие экспедиционного отряда пройдут через Южный остров по маршруту известного учёного-геолога Феодосия Николаевича Чернышёва, который он проложил ещё 1895 году, а также проследуют намеченными им маршрутами к Маточкиному Шару», — рассказал Евменов.

В мае-июне экспедиция проследует по Северному острову от Губы Крестовой до залива Незнаемого и обратно. В августе учёные и военнослужащие отправятся в поход по Карскому побережью Новой Земли до мыса Желания — самой северной точки острова, где расположен национальный парк «Русская Арктика». По пути они обследуют место зимовки голландского первооткрывателя Виллема Баренца (1596 г.) и пункт дислокации полярного советского аэродрома 1950-х годов у реки Гришина Шара.

«Также в этом году предусматривается поиск и эвакуация в музеи Северного флота вооружения и военной техники времён Великой Отечественной войны из районов Малые Кармакулы, губа Белушья, губа Чёрная. Принципиальная позиция руководства комплексной экспедиции заключается в том, что указанные объекты должны быть максимально приближены к гарнизонам флота и открыты для свободного посещения», — сказал Евменов.

Рискованные экспедиции

Новая Земля долгое время находилась на периферии интересов России, так как не представляла военной и хозяйственной ценности. Освоение архипелага затрудняли суровые природно-климатические условия. Зимой температура здесь держится в районе -40 °C, а скорость ветра достигает 40-50 м/с. Самый тёплый месяц — август, когда столбик термометра может подняться до +10 °C.

Первые сведения о Новой Земле датируются XV веком, но до XVII века интерес России к этой заполярной территории ограничивался в основном промысловой деятельностью. В 1652 и 1671 годах на архипелаг отправлялись экспедиции с целью найти серебряные рудники. Однако почти все участники миссий погибли.

Научное исследование Новой Земли русскими мореплавателями начинается только во второй половине XVIII века. Помор Савва Лошкин стал первым человеком, который обогнул Новую Землю (предположительно, в 1760—1763 годах). В честь отважного морехода была названа северная оконечность Новой Земли — мыс Лошкина.

В июле 1768 года стартовала экспедиция штурмана Фёдора Розмыслова. Под его руководством русские учёные составили подробную карту побережья, а также сделали физико-географическое и метеорологическое описание архипелага. Наибольший вклад в изучение Новой Земли в XIX веке внёс адмирал Фёдор Литке, который возглавил четыре экспедиции в 1821—1824 годах.

Считается, что до конца XIX века единственными постоянными жителями Новой Земли были ненцы (самодийцы, или самоеды), а первыми русскими поселенцами стали этнографы и климатологи. В частности, в начале 1890-х годов путешественник Константин Носилов основал первую на архипелаге метеорологическую станцию.

В 1911 году на Южном острове было обнаружено вымершее приморское поселение русских промышленников. Однако учёные в силу ряда причин не смогли подробно изучить историю посёлка и обстоятельства его исчезновения. В статье еженедельника «Природа и люди» (1912) содержатся сведения о том, что по всей территории поселения были разбросаны человеческие останки.

Война и ядерные испытания

Новая Земля перестала быть полузаброшенной арктической территорией в 1930-е годы. В 1940 году на архипелаге насчитывалось 12 поселений. В период Великой Отечественной войны Новая Земля приобрела большое военное значение. По словам командующего Северным флотом Николая Евменова, защитники Новой Земли совершили множество подвигов, но широкой публике о них почти ничего не известно.

В первую очередь новоземельцы должны были защищать Северный морской путь. Чтобы не пустить противника в Карское море, в июле-августе 1941 года были созданы две береговые батареи. Первая располагалась в районе пролива Маточкин Шар, вторая — неподалёку от пролива Югорский Шар. Одно 45-мм орудие обороняло радиоцентр и полярную станцию на мысе Желания.

В августе 1942 года арктическая группировка ВС СССР получила Новоземельскую военно-морскую базу и пирсы в бухте Белушья. В сентябре того же года были достроены два аэродрома (у посёлка Рогачёво и бухты Самоед). Помимо оборонительных функций, новоземельные силы флота и авиации сопровождали конвои грузовых судов, оберегая их от вражеских кораблей и подлодок.

После окончания войны с Германией Новая Земля не утратила своего военного значения. 31 июля 1954 года Совет Министров СССР выпустил постановление о создании полигона («Объект-700») со штабом в посёлке Белушья губа. В 1955 году объект был переименован в Государственный полигон №6 «Сухой Нос» (потом — в Государственный Центральный полигон Минобороны СССР).

Наряду с Семипалатинским полигоном (Казахстан), «Сухой Нос» стал основной площадкой для проведения ядерных испытаний. На Новой Земле были взорваны десятки опытных боеприпасов. Именно на полигоне №6 произошёл самый мощный взрыв в истории человечества — 30 октября 1961 года самолёт Ту-95 сбросил водородную бомбу АН602 мощностью 58 мегатонн. Последний ядерный взрыв на полигоне был зафиксирован 24 октября 1990 года.

В настоящее время полигон на Новой Земле продолжает функционировать. Однако Россия не проводит на нём ядерные испытания. Здесь проходят так называемые гидродинамические (подкритичные) эксперименты, в ходе которых используются реальные макеты ядерных взрывных устройств (выделение радиоактивных веществ исключено).

Также сегодня на Новой Земле располагаются воинские части Северного флота и аэродром Рогачёво (находится в процессе восстановления). Архипелаг является самой северной точкой России, где проходят службу призывники. Каждые полгода военно-транспортный самолёт Ил-76 из Архангельска доставляет на Новую Землю более 100 новобранцев.

«Много удивительных открытий»

Директор музея Арктики и Антарктики, кандидат физико-математических наук Виктор Боярский рассказал RT, что карта Новой Земли была составлена раньше других арктических архипелагов — Земли Франца-Иосифа и Шпицбергена. Суровая красота островов привлекала не только путешественников, но и художников.

Пейзажи Новой Земли запечатлели на своих картинах Александр Борисов (вторая половина XIX века), самоед Тыко Вылка (Илья Константинович Вылка) (начало XX века), Николай Пинегин (1912—1914), Альберт Бенуа (1920).

«Климат на Новой Земле, конечно, очень суровый, но пейзажи, которые открываются путешественникам, завораживающие. В ясный день можно увидеть все цвета радуги. Прелесть Новой Земли в том, что там остались места, где не ступала нога человека. На мой взгляд, именно в этом заключена главная тайна архипелага», — отметил Боярский.

Огромный интерес, по мнению полярника, Новая Земля представляет с научной точки зрения. Из-за таяния ледников в Карском и Баренцевом морях постоянно образуются новые острова. Как правило, их наносят на карту гидрографические суда Минобороны РФ.

«Новая Земля хранит ещё много удивительных открытий. Мы не так много знаем об экспедициях, которые совершались до советских времён. На архипелаге остались до конца не исследованными места стоянок, заброшенных поселений. Для геологов интерес представляют полезные ископаемые, которыми богата эта территория», — сообщил Боярский.

Как полагает эксперт, дальнейшее развитие Новой Земли зависит от инвестиций и от интенсивности судоходства по Северному морскому пути.

«Сейчас на Новой Земле совсем небольшое население, вряд ли оно будет увеличиваться в ближайшие годы. Экономическая активность, а вместе с ней и интерес, будет расти с внедрением новых технологий добычи полезных ископаемых. Новая Земля, как и остальная Арктика, является кладовой для будущих поколений», — подытожил Боярский.

Алексей Заквасин

RT