Эхо Югославии: Киев получит «нейтральных» миротворцев в Донбассе на условиях ЛДНР и России

Эхо Югославии: Киев получит «нейтральных» миротворцев в Донбассе на условиях ЛДНР и России

Слова Пескова, что компромисс по вопросу размещения миротворцев в Донбассе может быть достигнут только в рамках диалога с представителями непризнанных республик, соответствуют Уставу ООН. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал профессор РУДН Юрий Почта.

«Требования России считаться с мнением ЛДНР при обсуждении миротворческой миссии в Донбассе основаны на Уставе ООН – документ предполагает учет всех конфликтующих сторон. Миссия миротворцев появляется только по решению Совета Безопасности ООН – в этом органе у РФ есть право вето, которое она применит при нарушении международных стандартов и интересов провозглашенных республик.

При этом есть крайне малые шансы, что США и Киев пойдут на самостоятельные решения по Донбассу, не считаясь с мнением остальных участников. Это возможно под предлогом борьбы с терроризмом – с 2001 года Штаты провозгласили свое право вторгаться в любую страну, где есть опасность терроризма. А это явление глобальное, то есть де-факто американцы могут ввести войска в любое государство. Это, по их риторике, не является интервенцией, вторжением или оккупацией. Но тут придется учитывать последствие не только со стороны России, но и Китая, которому очень не нравятся односторонние действия по нарушению суверенитета отдельных стран», — отмечает политолог.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил: состав и цели миссии ООН в Донбассе нужно согласовать с ДНР и ЛНР. «Компромисс может быть достигнут исключительно в результате диалога. И в данном случае недостаточно иметь диалог только между Москвой и Киевом. Но решать подобные вопросы, абстрагируясь от представителей республик Донбасса, невозможно», — отметил чиновник. Заявление стало ответом на вопрос, как в Кремле относятся к участию в этой миссии Белоруссии, Швеции и Финляндии.

«За борьбой Киева продавить свои правила в Донбассе стоит нежелание выполнять минские соглашения и включать в состав Украины нынешнее население ЛДНР. Киев воспринимает этих людей как врагов – просоветских, пророссийских, несогласных на господство бандеровщины в качестве идеологии страны. Киев позволит ситуации «зависнуть» на данном этапе, потому что для украинской власти идеальным решением стала бы силовая зачистка.

Кто бы ни вошел в состав миротворческой миссии, если ей поручат функции охраны госграницы между РФ и Украиной, она не появится в принципе – такой вариант для Москвы неприемлем. Если же будет задействован предлагаемый Кремлем вариант с охраной миссии ОБСЕ линии разграничения, в состав «голубых касок» должны попасть солдаты нейтральных государств. Но мы помним пример Югославии, когда нейтральный миротворцы спокойно смотрели на этнические чистки в отношении боснийских мусульман», — подчеркивает аналитик.

Порошенко боится идти на контакт

Согласно минским соглашениям, политическая часть «комплекса мер» предусматривала начало диалога о модальности проведения местных выборов в соответствии с украинским законом «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Также Киев обязался принять закон, запрещающий преследование и наказание лиц, причастных к событиям на территории ЛДНР. Недавно глава российского МИД Сергей Лавров назвал принятие Рабой закона о реинтеграции Донбасса «первым шагом к срыву» минских договоренностей.

Ввести миротворцев на линию разграничения предложил президент РФ Владимир Путин в сентябре 2017-го, чтобы «голубые каски» разделяли стороны конфликта и охраняли миссию ОБСЕ. Киев объявил: миротворцы должны действовать на всей территории ЛДНР. Путин ответил: Москва опасается, что закрытие границы между Россией и непризнанными народными республиками на востоке Украины до решения политических вопросов приведет к трагедии в Донбассе событиям в Сребренице 1991-1995 годов, где межэтнические столкновения привели к массовой резне мирного населения.

«Опыт Югославии показал, что нейтральных в современном мире просто не осталось – любое государство поддержит ту или иную сторону конфликта, а значит, надеяться на беспристрастность миротворцев не приходится. Многое придется обсудить и оговорить на предварительных совещаниях.

Однако украинский президент Петр Порошенко за почти четыре года Конфликта ни разу не пошел на прямой контакт с Луганском и Донецкой. Без этого обсуждения невозможны. Порошенко же боится принимать такие решения, опасаясь, что против него выступит существенная часть депутатов Верховной рады, а также националистические вооруженные группировки. Не говоря о том, что сейчас очень неблагоприятная атмосфера для переговоров.

Обстановка непредсказуемая – ситуация накаляется, идут интенсивные перестрелки с участием артиллерии. При этом как поступит Порошенко никто не знает. Все думали, что он в свое время не поддержит блокаду Донбасса, выступит за войну с собственными согражданами. Сейчас ему важно удержаться у власти, а основной для этого аргумент – чрезвычайщина. Украина якобы защищает себя и Запад от России, и в этой страшной войне нужны непопулярные экономические и политические меры. Если бы не эти аргументы, Порошенко давно не был бы у власти», — заключает Юрий Почта.

Максим Бут

Экономика Сегодня