Исчезающий Трамп

Исчезающий Трамп

Если сравнить политические высказывания Дональда Трампа об Украине с момента вступления в предвыборную кампанию и сказанное Трампом-президентом через год после нахождения у власти, может сложиться впечатление, что мы имеем дело с двумя разными людьми.

В начале своей политической карьеры Трамп предстает как человек, стремящийся внести в политику элементы здравого смысла, близкие для простого обывателя и бизнесмена. Именно это помогло ему обрести симпатию и на международном уровне, и внутри страны. По большому счету, такой подход сделал возможным само его избрание на пост президента Соединенных Штатов. Многие американцы увидели, что внешняя политика их страны может строиться не только на грубой силе, но и на разумных компромиссах, что обещало снизить риск возникновения ядерной войны, а также уменьшить чудовищные расходы на вооружение.

Вот некоторые высказывание Дональда Трампа по Украине накануне его вхождения во власть: «Я не в восторге от нашего противостояния с Россией из-за Украины».

Утверждал он, что в случае победы на президентских выборах сможет построить хорошие отношения с президентом России Владимиром Путиным, а Украина не входит в перечень его внешнеполитических приоритетов. Отвечая на вопрос, поддерживает ли он вступление Украины в НАТО, заявил: «Войдет Украина в НАТО или не войдет, мне все равно. Войдет – замечательно. Не войдет – замечательно… ».

Еще летом 2016 года на пресс-конференции на вопрос, признает ли Трамп, если станет президентом США, аннексию Россией Крыма, он заявил: «Мы рассмотрим это. Да, мы рассмотрим. Народ Крыма, как я слышал, предпочел быть с Россией, нежели там, где он был раньше».

Будучи кандидатом, Трамп, по словам его политического советника Сэма Кловиса, выступал и за отказ от поставок летального вооружения на Украину, принимая во внимание, что такой шаг может привести к серьезному противостоянию не только в Европе, но и в мире.

В 2016 году обостряется внутриполитическая борьба и происходят, безусловно, связанные с ней изменения в позиции Трампа. Так, в интервью The New York Times он вновь возвращается к украинской теме: «Одна из вещей, которые меня раздражали – это была Украина. Сейчас я полностью за Украину».

По мере того как Трамп приближается к власти, его политические советники, а также сотрудники спецслужб раскрывают ему особенности американской внешнеполитической кухни, объясняя, что США уже активно вмешались во внутренние дела Украины в 2014 году, поскольку между Россией и Европой стало налаживаться слишком, по их мнению, тесное взаимодействие. А это представляет для Соединенных Штатов реальную угрозу.

Россия поставляет около трети природного газа в Европу, в то время как в самих США наметился серьезный рост добычи сланцевого газа и часть его бы с выгодой могла быть экспортирована в ЕС. Однако для этого необходимо потеснить на рынке российских производителей. В этой связи разжигание конфликта в регионе – дело очень выгодное для Вашингтона.

Однако Трампу, который гордится своим происхождением, было в тот момент еще довольно трудно смириться с мыслью, что Штаты ради достижения своих политических целей будут проводить политику поддержки неонацистов и антисемитов на Украине.

Не прошла для него незамеченной и поддержка Украиной Хиллари Клинтон в период президентских выборов в США, когда Порошенко, абсолютно уверенный в ее победе, открыто высказывался о своих надеждах на триумф американской партии демократов. И дело не ограничилось простыми заявлениями.

Так, украинское посольство в Вашингтоне в интересах Клинтон приняло непосредственное участие в сборе компромата на команду Трампа и его политтехнолога Пола Манафорта, который ранее сотрудничал с Виктором Януковичем в ходе двух избирательных кампаний.

Чтобы отбиться от обвинений в связях с Россией и заявлений о вмешательстве Москвы в пользу Трампа в американскую избирательную кампанию, был осуществлен соответствующий вброс в прессу относительно Украины. Сначала журналист К.Фогель, ссылаясь на слова бывшего сотрудника посольства Украины в США Андрея Телиженко, заявил, что посольство тесно сотрудничало с некой Александрой Чалупой, американкой украинского происхождения, связанной с Демократической партией США, помогая ей собирать разоблачительные материалы в отношении Пола Манафорта. В статье утверждалось, что посольство содействовало Чалупе, которая была важным источником информации о Манафорте для СМИ США и Демократической партии. Манафорту из-за травли пришлось оставить должность в штабе Трампа. Впоследствии в отношении него было начато специальное расследование.

Затем заместитель пресс-секретаря Белого дома Сара Сандерс заявила в прессе: «Если вы ищете пример кампании, которая координировалась иностранным государством или иностранным источником, обратите внимание на Демократический нацкомитет, который фактически сотрудничал с Украиной в борьбе против Трампа… Это не обвинение. Это доказанное действие, которое они совершили».

Далее выступил сам Трамп. «Попытки Украины саботировать кампанию Трампа потихоньку работали, чтобы продвинуть Клинтон. Где же расследование генерального прокурора?» – написал он в Твиттер. Трамп требовал от Генеральной прокуратуры возбудить дело о вмешательстве Украины в американские президентские выборы, но генпрокурор Джефф Сешнс проявил «снисходительность» к нарушениям закона со стороны Клинтон.

Серьезная корректировка позиций Трампа по Украине произошла после вступления в должность президента Соединенных Штатов. Безусловно, здесь сказались постоянные нападки на него Конгресса и ряда республиканцев. В ходе этих выступлений все чаще звучали призывы к импичменту избранного президента.

Политические противники нащупали слабое место Трампа – неготовность проведения в отношении внутренних оппонентов жестких ответных мер. Ведь он мог бы доказать в суде факты противоправных действий Х.Клинтон и опровергнуть явно клеветнические обвинения в свой адрес! Трамп же не стал обострять внутриполитическое противостояние, а предпочел, став президентом, серьезным образом скорректировать свои внешнеполитические взгляды. Сыграла свою роль, несомненно, и прозвучавшая в этот момент информация о якобы прогрессирующем старческом слабоумии нового президента.

Со стороны довольно любопытно наблюдать за противостоянием слабовольного Трампа и безбашенной Клинтон. Они дуэтом разрушают политическую систему США. Есть определенное сходство с борьбой тяжело больного Ельцина и падкого на западную лесть Горбачева. Борьба честолюбий двух стариков, которая привела в конечном итоге к распаду СССР.

В течение первого года нахождения Трампа на должности президента между Вашингтоном и Москвой заметно ухудшились отношения, даже по сравнению с теми, какими они были при Обаме.

Незадолго до встречи с Владимиром Путиным на саммите G20 в Гамбурге Трамп выступил перед журналистами в Варшаве (показательно само место выступления) с весьма резким заявлением: «Мы убеждаем Россию прекратить дестабилизирующие действия на Украине и в других местах, а также поддержку враждебных режимов, включая сирийский и иранский. Вместо этого России было бы лучше примкнуть к сообществу ответственных государств в нашей борьбе против общего врага и помочь нам в защите цивилизации».

Конгресс США ввел новые санкции против России в 2017 году и может заметно их усилить в 2018 году.

Были приняты решения по поставкам на Украину летального вооружения. По данным The Washington Post, официальные лица администрации подтвердили, что в декабре Госдепартамент утвердил коммерческую сделку по экспорту крупнокалиберных винтовок Model M107A1, боеприпасов и других, связанных с ними комплектующих для Украины. США этот пакет обошелся в 41,5 млн долларов.

В конце декабря 2017 года начали появляться сообщения, что администрация Трампа собирается предоставить Украине 35 пусковых установок FGM-148 Javelin и 210 противотанковых ракет. Javelin является одной из самых современных и эффективных противотанковых систем на рынке. Общий пакет теперь оценивается в 47 миллионов долларов.

Конечно, 35 противотанковых пусковых установок погоды не делают, но сделано главное – создан опасный прецедент, за которым могут последовать новые более серьезные поставки вооружений в зону конфликта.

Поступает информация, что американская дипломатия побуждает и другие страны НАТО начать поставки оружия на Украину.

Собственно, ничего принципиально нового не произошло. США дважды организовали государственный переворот на Украине: в 2004 году «оранжевую революцию» и в 2014 году открытый вооруженный переворот с кровавым «майданом». На их совести и карательные акции на Донбассе, получившие кощунственное название «антитеррористические операции». Была какая-то надежда, что с приходом к власти Дональда Трампа ситуация изменится к лучшему, а она, напротив, значительно обострилась. Об этом свидетельствует и позиция Курта Волкера – американского представителя на переговорах по Донбассу. И дело не в нем лично, а в линии, которую стал занимать во внешней политике президент. Из его окружения были удалены умеренные политические деятели, а на смену им пришли откровенные ястребы. В их числе и Волкер.

Россия, естественно, не могла не ответить на откровенно враждебные действия США. Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков заявил, что США стали соучастниками войны и что эти события заставляют Россию рассматривать ответные меры.

Вопрос только в том, насколько наши ответные меры будут адекватны действиям США в отношении России на украинском направлении.

Складывается впечатление, что в российской внешней политике до сих пор присутствует некий синдром 90-х годов. Тогда Россия на американские провокации дать адекватный ответ была не в состоянии. Мы вчистую проиграли Балканы. Это было, понятно, в силу политического бессилия после развала СССР. Но зачем мы совсем недавно поддержали санкции ООН в отношении КНДР? Ведь российская дипломатия до этого никак не среагировала на появление ядерного оружия у Израиля и Пакистана!

От первоначальных миролюбивых заявлений Трампа по Украине не осталось и следа. Соединенные Штаты окончательно взяли курс на эскалацию конфликта на юго-востоке Украины силовыми методами. Явно с подачи США Рада приняла закон о реинтеграции Донбасса. В нем неподконтрольные Киеву территории признаются «оккупированными», а Россия названа «страной-агрессором». Новый закон позволяет использовать армию на востоке без объявления войны. В нем отсутствует какое-либо упоминание о Минских соглашениях.

Вызывает массу вопросов и недавняя встреча Трампа с президентом Казахстана Н.Назарбаевым после заседания Совбеза ООН. Как сообщил Назарбаев, они с Трампом сошлись во мнении, что минский формат переговоров зашел в тупик в связи с отсутствием взаимопонимания сторон, после чего Трамп предложил проводить переговоры в ином месте.

В качестве оного в представлении Назарбаева фигурирует Казахстан. И они с Трампом «договорились работать в этом направлении».

И что? В Минске климат не благоприятствует? А от перемены места может исчезнуть «отсутствие взаимопонимания сторон»? Скорее всего, речь идет лишь о том, чтобы подключить к переговорному процессу США – пустить козла в огород. Назарбаев, вероятно, поддержит такое предложение, как он уже поддержал введение миротворцев в Донбасс «для определения границ».

Покладистость Назарбаева не в последнюю очередь объясняется арестом в США 40% Фонда национального достояния Казахстана (это $ 22 млрд), который хранится в американских банках. История повторяется? Как в свое время сказал Збигнев Бжезинский: «Поскольку 500 млрд долларов российской элиты лежат в наших банках, вы еще разберитесь: это ваша элита или уже наша».

Политика США в отношении Казахстана все больше напоминает политику на Украине: постепенный развал страны через продажную элиту. Дальше можно ждать своего рода казахский «майдан». Со всеми вытекающими последствиями.

Между тем, Украина – это та красная черта, которую США открыто и нагло пересекли. От российской реакции на эти действия зависит слишком многое и не только международный авторитет России, но, возможно, и будущее всего мира. На определенном этапе нам все равно придется очень жестко отвечать, даже с риском развязывания ядерного конфликта с США. Чтобы не доводить дело до такой ситуации, сегодня (на самом деле, уже вчера!) необходимо предусмотреть серию мер действенного реагирования на дипломатическом, политическом и военном уровнях.

Не обойтись и без наведения порядка в рядах собственной «элиты». Пора, пора возвращать памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому на его законное место!

Сергей Кузнецов

Альтернатива