Семь причин выбрать «лебедя»: чем знаменит стратегический бомбардировщик Ту-160

Семь причин выбрать «лебедя»: чем знаменит стратегический бомбардировщик Ту-160

Думаете над приобретением стратегического бомбардировщика? Ваша держава серьёзно разрослась, а в бюджете появилось достаточно лишних денег? Вот лишь несколько причин положить глаз на российский Ту-160, во многом «самый-самый» самолёт из современных аналогов.

В четверг, 25 января 2017 года, на Казанском авиационном заводе состоялся демонстрационный полёт нового сверхзвукового стратегического бомбардировщика–ракетоносца Ту–160 «Пётр Дейнекин» по программе лётных испытаний. Согласно полётному заданию, полёт проходил на высоте 300 метров и длился около семи минут. Редакция Warhead.su собрала основные причины присмотреться к лучшему предложению на рынке стратегических бомбардировщиков — российскому «Белому лебедю» Ту-160.

Скорость

2230 километров в час с использованием форсажа и на высоте. Больше, чем два числа Маха. Даже для современных истребителей это более чем солидный результат, а здесь мы говорим об огромном, несущем едва ли не полста тонн «подарков» бомбардировщике.

В своё время предполагалось на сверхзвуковой скорости преодолевать оборону противника. И в самом деле, если вы пилот F-16 и немного опаздываете, то я вам не позавидую: догонять Ту-160 с вашей максималкой в 2120 километров час — пустая затея.

Тут кто-то говорит о B-1A Lancer с его 2300 километрами в час (и то — проектными)? Помилуйте, где тот B-1A, он даже в серию не пошёл. Его же младший брат B-1B разгоняется всего до 1340 километров в час. Ни о чём.

Крыло изменяемой стреловидности

Во-первых, это просто красиво. Во-вторых, явно можно сэкономить на ангарном хранении. Если при минимальной стреловидности размах крыла составляет 57,7 метров, то при максимальной — всего 35,6 метров. Удобно и практично. Понятно, что задумывалась изменяемая стреловидность для достижения сверхзвуковой скорости, иначе с таким размахом крыла никаких двигателей не хватит.

ВНИМАНИЕ: Не изменяйте стреловидность крыла на земле без специальных удерживающих устройств. У самолёта нарушается центровка, и он падает на хвост. Проверено советскими техниками.

Дальность полета

Ту-160 хотите, а приобретать самолёт-заправщик душит жаба? Тогда готовьте линейку. Практическая дальность полёта Ту-160 без дозаправки составляет 12300 километров. Много это или мало? С одной стороны, радиус у нас примерно в 5,5 тысяч километров (дальность делим на два и отнимаем немного на резерв). С другой — Ту-160 вооружён крылатыми ракетами, которые сами по себе имеют дальность полёта около 5 тысяч километров. С учётом особенностей российской географии это означает, что дотянуться «подарочком» можно практически докуда угодно.

Экипаж

Всего четыре человека управляют такой махиной. Два пилота, штурман и оператор располагаются в двух кабинах. Кстати, в отличие от других самолётов-тяжеловесов, на Ту-160 не привычные штурвалы, а ручки управления, как на истребителе.

Кокпит «Белого лебедя»

Если договоритесь с экипажем о проходе на борт самолёта «зайцем», то могут до нужного места добросить и вас. Конечно, Ту-160 — не бизнес-джет, но довезут быстро. Удобнее всего устроиться на специальном спальном месте для длительных перелётов. Также в вашем распоряжении окажется небольшая кухонька с духовкой для разогрева пищи и туалет.

Топливо

А вот его потребуется много.

«Белый лебедь», заправленный под завязку, способен вместить в себя 148 000 килограммов авиационного топлива. При этом не обычного керосина, а специальной азотированной горючки, что даёт характерный желтоватый дым на выхлопе. Да, именно это и позволяет бомбардировщику летать без дозаправки на такие большие расстояния. Учтите, что придётся разориться на оборудование для азотирования топлива, да и обычное самолётное ТС-1 вам не подойдёт, ищите Т-8 и готовьтесь к расходам.

Что касается расхода топлива, то тут всё просто. При экономичном крейсерском полёте на сто километров тратится примерно тонна горючего. Иное дело сверхзвуковой полёт. Точных цифр нет, но, по рассказам лётчиков, в этом режиме на скорости 1800 километров в час за шестьдесят минут самолёт съедает 50-60 тонн горючки.

Полезная нагрузка

Ту-160 — мировой лидер и по этому параметру: 45 000 килограммов полезной нагрузки. Говорят, что если на B1-B Lancer навешать ракет на внешние подвески, он может и больше поднять, но мы считаем, что это не по-джентльменски. Бомбардировщики должны меряться бомболюками, чтобы всё было честно. Сорок пять тонн различных «подарков» — это более чем серьёзный аргумент.

Ракеты размещаются на специальных пусковых барабанах, по шесть штук на каждом. Всего барабанов два, соответственно, ракет «Белый лебедь» может нести 12. После соответствующего переоборудования ваш Ту-160 может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40 000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными.

ВНИМАНИЕ: Доступ к ядерному арсеналу возможен только по предъявлении документов, удостоверяющих ваше членство в мировом ядерном клубе. Ничего личного.

Дизайн

Ту-160 прекрасен, это один из самых красивых самолётов в мире. Сочетание лёгкости и воздушности заставит всех встречающих вас в аэропорту сворачивать шеи, чтобы рассмотреть этого красавца.

Фото: В. Савицкий

Более того, в настоящее время проводится подготовка к рестайлингу модели до версии Ту-160М2. После модернизации на ваш самолёт будут установлены новые вычислительные и бортовые системы, средства контроля, бесплатформенная инерциальная навигационная система, комплекс РЭБ, топливомерно-расходомерные системы, а также системы управления вооружением.

Ту-160 — уникальная машина. Даже беглое перечисление её возможностей завораживает. И очень хочется, чтобы «белые лебеди» никогда в жизни не участвовали в большой и грязной ядерной войне. Во многом именно для этого Россиия модернизирует эти прекрасные самолёты и собирается создавать новые.

Михаил Котов

warhead.su