Санкции довели Россию до Пакистана

Санкции довели Россию до Пакистана

Ведущее японское издание Nikkei Asian Review пишет, что под давлением западных санкций Россия выходит на рынки Южной Азии — в том числе в Пакистан, где при российском участии будет построено несколько газопроводов.

Российские официальные лица обсуждали план строительства газопровода с юга на север Пакистана с премьер-министром страны Шахидом Хаканом Аббаси (Shahid Khaqan Abbasi) на встрече глав правительств ШОС в Сочи в начале декабря. А уже в конце месяца пакистанская газета Express Tribune сообщила, что до конца года с Россией будут подписаны соглашения о строительстве в Пакистане двух газопроводов — подводного (от морских месторождений) и наземного, приём второй будет предназначен в том числе для транспортировки поставляемого по морю российского сжиженного газа (СПГ).

Стоимость газопровода «Север-Юг», планы строительства которого были в общих чертах согласованы ещё в 2015 году, составит 2 миллиарда долларов. Труба длиной 1,100 км соединит город Лахор на северо-востоке Пакистана с портом Карачи, крупнейшим городом страны, который расположен на южном побережье. СПГ из Карачи будет доставляться на электростанции в Лахоре. Мощность газопровода составит 1,2 миллиона кубометров в день.

Для правительства Пакистана, где сейчас у власти находится партия Пакистанская мусульманская лига-Наваз, этот проект важен как предвыборный. Около четверти из 200 миллионов населения страны вообще не имеют доступа к электричеству, а остальные часто сталкиваются с отключениями из-за аварий. При этом четверть электрогенерации в стране работает на газе, и существует значительный потенциал наращивания потребления голубого топлива.

В строительстве газопровода с российской стороны будет участвовать компания RT Global Resources, входящая в госкорпорацию Ростех. Ранее, из-за того, что против главы Ростеха Сергея Чемезова были введены персональные санкции под предлогом его якобы участия в украинском кризисе, реализация совместного с Пакистаном застопорилась, так как финансирование предполагалось привлечь из западных банков. Однако теперь достигнута договорённость о том, то деньги предоставит китайский Фонд Шёлкового Пути.

Что касается второго, подводного газопровода, то он должен соединить Пакистан с месторождениями на шельфе соседнего Ирана, в разработке которых участвуют пакистанцы. В перспективе этот газопровод можно будет продолжить на восток до Индии.

Этим, однако, перспективы России в регионе не исчерпываются. 13 декабря Газпром и Национальная иранская нефтяная компания подписали дорожную карту по реализации проектов на территории Ирана и меморандум о взаимодействии по СПГ-проекту в Иране, который может обеспечить транспортировку до 21 миллиона тонн СПГ в год.

Кроме того, 25 декабря, обращаясь к Федеральному собранию, президент Владимир Путин сообщил, что Россия была приглашена поучаствовать в ещё одном масштабном трубопроводном проекте, который свяжет Среднюю и Южную Азии — Туркменистан с Пакистаном и Индией через территорию Афганистана.

Проектируемый газопровод длиною 1800 км и мощностью 33 миллиарда кубометров в год известен под аббревиатурой ТАПИ (Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия).

Впрочем, слабым звеном в этом маршруте является Афганистан с его экстремистскими повстанческими группировками, поэтому до сих пор Россия не торопилась принимать участие, и какова может быть её роль в проекте, пока неизвестно. Путин обещал подождать и посмотреть, насколько возможной окажется реализация планов такого рода.

Наконец, важно отметить, что Россия не только участвует в различных проектах в Южной Азии, но и приглашает южноазиатские компании поучаствовать в проектах в России. Так, в Сибири сейчас реализуются совместные с Индией предприятия по разработке нефтегазовых месторождений в Ванкоре и Таас-Юряхе.

Поразительно, что всем этим проектам уделяют внимание японские СМИ, а не российские. Японский журналист пишет о важности растущего рынка Южной Азии, на которую в ближайшие десятилетия будет приходиться не менее трети мирового прироста потребления энергии. Значительный потенциал роста сохраняется и в Восточной Азии. Для России азиатское направление экспансии крайне важно, так как это главная альтернатива Западу с его санкциями.

Важный аспект: азиатский рынок энергоносителей является премиальным, там можно продавать газ по ценам, которые намного выше европейских. Тот, кто захватит этот рынок раньше — сможет получить серьёзные сверхприбыли.

Влияние на энергетическом рынке всегда конвертируется в политическое влияние, а также становится хорошей базой для сотрудничества в других секторах экономики.

Если энергетическая экспансия в Азию пройдет хорошо, то получится, что западные санкции оказали положительное воздействие на российскую стратегию развития нефтегазовой отрасли.

ФИНФРОНТ