Falcon vs «Корона»: Россия лишит SpaceX монополии на рынке многоразовых ракет…

Falcon vs «Корона»: Россия лишит SpaceX монополии на рынке многоразовых ракет…

Создание многоразового ракеты-носителя является перспективным направлением, в том числе, и для отечественной космонавтики – считает руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

В России возобновлен проект ракеты-носителя «Корона»

Напомним, что Российский государственный ракетный центр имени академика В.П.Макеева возобновил работы по разработке ракеты-носителя многоразового использования «Корона».

Генеральный конструктор Центра Владимир Дегтярь заявил, что ракета-носитель «Корона» будет являться полностью многоразовым одноступенчатым средством по выводу полезной нагрузки в космос.

Примечательно, что разработка этого проекта началась Центром еще в 1992 году и продолжалась до 2012 года, причем на период закрытия программы уровень работ соответствовал предэскизному. В частности, была создана общая концепция ракеты-носителя, а также определены ключевые технические и технологические направления будущих работ.

Другой вопрос, что в начале 2013 года работы по этому проекту были свернуты вследствие отсутствия источников финансирования и отсутствия особого интереса со стороны «Роскосмоса». И вот теперь, спустя пять лет, работы над этим проектом возобновляются, причем нельзя сказать, что эта пауза критично скажется на разработке ракеты-носителя.

Россия приняла вызов американской компании SpaceX

Очень может быть, что на пересмотр изначального решения определенное влияние оказал относительный успех компании SpaceX миллиардера Элона Маска, которая разработала, отработала и успешно испытала свой ракета-носитель Falcon 9 FT.

В рамках данного проекта компанией SpaceX была поставлена задача по обеспечению возможности возврата первой ступени после запуска полезной нагрузки на любую околоземную орбиту – как на низкую опорную, так и на геопереходную. Программа завершилась успехом в декабре 2015 года, когда первая ступень Falcon 9 FT успешно вернулась к месту своего запуска.

Пока нельзя говорить о том, что компания SpaceX может пользоваться данными технологиями на серийной основе и что ракета-носитель Falcon 9 FT уже в ближайшее время совершит переворот на рынке коммерческого Космоса, но все-таки первый шаг американцами был сделан и в случае успешной обкатки данных решений он сулит серьезные перспективы.

Руководитель Института космической политики Иван Моисеев в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что в России ведутся проектные работы над подобным направлением ракетно-космической техники, причем речь здесь идет не только о «Короне», но и о соответствующих работах в рамках отечественного ракеты-носителя «Союз-5».

В России такие разработки идут не только в рамках проекта «Корона»

«Госкорпорация «Энергия», ведущая сегодня работы над ракетой-носителем «Союз-5», также рассматривает применение подобного технологического подхода, который должен серьезно снизить себестоимость космических запусков и, соответственно, дать одно из решающих коммерческих преимуществ на этом глобальном рынке», — констатирует Моисеев.

По словам Ивана Михайловича, для России эта технология даст целый ряд преимуществ хотя бы потому, что в отличие от США в нашей стране отработанные компоненты падают на государственную территорию, и в бюджет всех космических программ приходится закладывать средства на уборку подобных «остатков».

«Это типично российская проблема, поскольку в США все отработанные ступени падают в океан, из-за чего нам стоит озаботиться технологиями возвращения ступеней только из подобных соображений. Также здесь нужно не забывать и про частоту использования ракет-носителей, поскольку очевидно, что в рамках разработки «Короны» должна учитываться частота космических запусков с территории России на очень продолжительный срок», — заключает Моисеев.

В этом плане у нас существует федеральная программа сроком на 10 лет, но здесь необходимо учитывать и общее число коммерческих запусков, к которым наша страна, по понятным причинам, имеет чрезвычайно серьезный интерес.

Перед нами чисто коммерческий проект

Естественно, главной выгодой от таких технологий является сокращение себестоимости каждого космического запуска. Это, по сути своей, единственный эффект от таких технологий, поскольку с чисто технической точки зрения подобные решения не являются серьезным прорывом и о них в мировой космонавтике, как в России, так и в США, думали довольно давно.

«Такие технологии могут снизить стоимость запуска на 20-30 процентов, что для ракеты-носителя является весьма существенным положительным эффектом. Соответственно, кто первый введет подобные технологии в оборот коммерческой космонавтики, тот получит серьезные преимущества на современном мировом рынке», — резюмирует Моисеев.

Дело в том, что самая дорогая часть в любой ракете-носителе – это его двигатели, и если удастся гарантированно сохранять данный компонент для следующих запусков, это приведет к тому, что их стоимость резко сократится.

«С чисто технологической точки зрения, разработка подобных ракет-носителей не является для нас проблемой, просто нужно сопрягать все эти вопросы с частотой запусков в космос и возможным коммерческим эффектом», — констатирует Моисеев.

Все это, как считает эксперт, на практике очень даже возможно – просто о таких технологиях в нашей стране ранее не очень сильно и задумывались, особенно в советское время, когда никто особенно деньги не считал.

«Если бы в СССР такая задача была поставлена, то у нас бы все ракеты были с возвращаемыми ступенями», — заключает Моисеев.

Дмитрий Сикорский

Экономика Сегодня