Почему Россия не держит доллары в банках

Почему Россия не держит доллары в банках

А вот и произошло событие, о котором я предупреждал много раз. Банк Нью-Йорка Меллон заморозил 22 млрд долларов Национального фонда Казахстана. Против Казахстана сейчас судятся некие предприниматели из Молдовы, американский банк заморозил деньги в обеспечение их иска в 500 млн долларов. Казахстанские юристы уже начали протестовать, однако даже если они добьются полной победы в судах, деньги уже заморожены, и пробудут в таком состоянии некоторое время.

Теперь вы понимаете, почему та часть стабфонда, которую Россия держит в долларах, размещена не в каком-нибудь американском банке, а в казначейских облигациях США. В частности, по той причине, что облигации нельзя вот так взять и по решению банковского клерка заморозить. Теоретически, конечно, заморозка облигаций ФРС США тоже возможна, но в этом случае Россия автоматически остановит выплату долларовых долгов, и мы таким образом ничего не потеряем.

На всякий случай отвечу заранее на самые частозадаваемые вопросы, которыми ура-патриоты не перестают бомбардировать пишущих об американских облигациях блогеров.

Начнём с вопроса, зачем вообще нам нужны доллары. Ответ очевиден: чтобы Россия могла торговать с другими странами. Допустим, какая-нибудь фирма покупает товары за доллары, ввозит их в Россию и продаёт за рубли. Нужные для этой операции доллары фирма покупает на бирже. И если в какой-то момент на бирже не оказывается достаточно долларов, курс рубля падает, что не очень хорошо для экономики.

Второй часто задаваемый вопрос – если уж мы не можем отказаться от долларов, почему мы их храним именно в облигациях ФРС США, а не в виде инвестиций в какой-нибудь российский завод. Ответ прост: облигации ФРС это те же деньги, их можно при необходимости моментально продать. Вложения в фабрики с заводами длинные, распоряжаться ими нельзя.

Проведу аналогию. Вы можете положить деньги на банковский счёт, а можете отдать своему дяде Остапу для развития его бизнеса. Отдать дяде Остапу вроде как правильнее: и процентов он заплатит больше и, вообще, семье надо помогать. Проблема только в том, что если через месяц вы попадёте в ДТП, разобьёте машину и сломаете ногу, дядя Остап скажет вам: «прости племянник, я уже в оборудование вложился, вернуть смогу как договаривались, через пять лет». Банк же в этом случае спокойно выдаст вам запрошенную вами сумму.

Напоследок замечу, что патриотизм вовсе не требует уничтожать американские компьютеры или сжигать американские флаги. Если упростить, то патриотично принимать выгодные России решения. И если сейчас мировая экономика устроена таким образом, что России нужно держать четверть своих золотовалютных резервов в долларах, значит именно так наши финансисты и должны поступать.

Олег Макаренко

fritzmorgen.livejournal.com