Парта для стратега. «Нужны офицеры, способные управлять войсками в динамичной, нестандартной, сложной обстановке»

Парта для стратега. «Нужны офицеры, способные управлять войсками в динамичной, нестандартной, сложной обстановке»

Главными целями Военной академии Генерального штаба всегда были подготовка офицеров для департаментов ГШ, развитие военной науки, популяризация соответствующих знаний среди командного состава. О буднях и перспективах уникального вуза «Военно-промышленному курьеру» рассказал начальник ВА ГШ генерал-полковник Владимир Зарудницкий.

Начальник ВА ГШ генерал-полковник Владимир Зарудницкий.

– Владимир Борисович, насколько значима роль академии в подготовке армейских кадров?

– Это ведущая военная школа России. Во все времена – имперские, советские и новейшие – она вносила достойный вклад в укрепление обороноспособности государства. Об этом свидетельствуют не только ордена Кутузова, Ленина, Красного Знамени, Суворова 1-й степени, но и двенадцать иностранных наград.

У ВА ГШ особое место в системе военного образования. Это единственный вуз Минобороны, где готовят специалистов стратегического уровня. Соответственно и основные, и программы дополнительного профессионального образования реализуются только в наших стенах.

Современное развитие ВС, постоянное совершенствование форм и способов их применения требуют нового уровня и качества подготовки кадров. Поэтому уточнение и переработка учебных программ, поиск новых методик занятий, повышение мастерства профессорско-преподавательского состава ведутся непрерывно.

У нас успешно работают пять диссертационных советов, чего нет ни в одном вузе и НИИ России. По приоритетным направлениям исследований в академии ежегодно защищается до 15–20 диссертаций, четыре – шесть из них – докторские.

Мы тесно сотрудничаем с ведущими вузами страны: МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, МГИМО МИДа РФ.

Главная ценность – наш научно-педагогический состав. У нас проходят военную службу и трудятся 55 докторов и 189 кандидатов наук, 41 профессор, 114 доцентов. Постоянный состав принимает участие во всех мероприятиях оперативной подготовки, проводимых в ВС РФ, в том числе и в стратегических учениях. Кроме того, научно-педагогический состав академии выполняет специальные задачи в САР – коллеги находятся в составе Центра примирения враждующих сторон и в Ираке – в российской группе Информационного центра. Практический опыт, полученный преподавателями в войсках, активно используется в учебном процессе, при проведении исследований.

– Каковы направления развития академии, что планируется изменить в учебном процессе, программах?

– С момента создания ВА ГШ – ведущий центр военного образования. У задач, стоящих перед коллективом вуза в образовательной и научной деятельности, нет аналогов ни в России, ни за рубежом.

В академии на высоком уровне проходят подготовку не только офицерские кадры высшей квалификации для оперативно-стратегических и стратегических органов военного управления, но и руководители федеральных госорганов, органов исполнительной власти субъектов РФ, предприятий ОПК.

Кардинальные изменения в составе и характере военных угроз нашему государству, обострение военно-политической обстановки вокруг России носят подчас чрезвычайный характер. Это требует от нас оперативной реакции, поэтому постоянно растут требования к качеству подготовки выпускников. Сегодня нужны офицеры не только отлично теоретически и физически подготовленные, с устойчивыми морально-психологическими качествами, но прежде всего способные управлять войсками в динамичной, нестандартной, сложной обстановке.

Министром обороны утверждена Программа развития академии до 2020 года. Предусматриваются улучшение образовательного процесса, усиление его связи с практикой войск.

В академии определены цели, задачи, мероприятия по ряду приоритетных направлений развития вуза. Назову основные:

совершенствование содержания образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ;
повышение качества подготовки слушателей и квалификации научно-педагогического и постоянного состава;

устойчивое взаимодействие с руководящим составом военных округов (флотов), главных командований (командований) видов (родов войск) ВС, видовыми учебно-научными центрами и другими вузами МО РФ в целях обеспечения преемственности подготовки военных специалистов;
развитие и совершенствование учебно-материальной базы;
повышение статуса до уровня единого интегрирующего и координирующего органа по военному образованию;

проведение исследований по актуальным проблемам в области обороны и обеспечения военной безопасности, определение перспектив и обоснование направлений строительства и развития ВС, а также актуальных проблем военной истории.

Сегодня в академии тщательно анализируют результаты современных вооруженных конфликтов, обобщают опыт боевой и оперативной подготовки войск. Все новое и поучительное включается в образовательный процесс.

Учебно-материальная база ВА ГШ – это комплекс специально оборудованных залов, помещений и сооружений, оснащенных соответствующим оборудованием. На объектах – современные техсредства обучения и автоматизированные рабочие места, оснащенные ПК, объединенными в единую локальную сеть со специальным программным обеспечением.

Сегодня реализуется программа «Электронный вуз». Создан и работает центр военных игр, электронная библиотека. В академии используются электронные учебники, многие из них – базовые для ВС РФ. Сформирован прообраз системы поддержки принятия решений при планировании и применении группировок войск (сил). Все это обеспечивает реализацию основных образовательных программ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и квалификационными требованиями к выпускникам вуза.

– Кого вы учите в академии помимо офицеров Российской армии?

– На факультете переподготовки и повышения квалификации занимаются представители федеральных министерств и ведомств, руководители администраций субъектов РФ, организаций и учреждений ОПК России.

Для них разработаны учебные программы, в которых раскрывается порядок взаимодействия с центральными органами военного управления при совместном решении вопросов обороны и обеспечения безопасности страны. Ежегодно мы выпускаем до ста госслужащих различного ранга. За последние два года академию окончили губернаторы Архангельской, Нижегородской, Новгородской, Ивановской, Костромской, Курганской, Мурманской и Псковской областей, Чукотского и Ненецкого АО, Севастополя, глава Карачаево-Черкесской Республики, заместители министров культуры, связи и массовых коммуникаций, строительства и ЖКХ, здравоохранения, сельского хозяйства, экономразвития, природных ресурсов и экологии, энергетики, по развитию Дальнего Востока, руководители и их замы из 15 федеральных служб и агентств.

– Что касается военных кадров, академия готовит их не только для Российской армии?

– Конечно. Сегодня в ВА ГШ учатся военнослужащие из 17 государств. В целом нами подготовлен 4021 иностранный специалист. Такой уровень образования, как у нас, не дается ни в одной зарубежной академии. Это признанный факт. Кроме того, мы даем слушателям системное образование, объединяя достижения мировой и отечественной военной науки. В учебном процессе – все новации в области строительства и применения ВС как РФ, так и других ведущих государств.

Наши программы строятся с учетом пожеланий заказчика. Мы легко адаптируем учебный процесс к любым стандартам, имея в этом деле существенный опыт. Поэтому академия и получила право самостоятельно разрабатывать и утверждать федеральный государственный образовательный стандарт. На ее базе функционирует учебно-методическое объединение, в которое входят все вузы Минобороны РФ. Это обеспечивает преемственность программ, связь в подготовке военных специалистов. Говорим о реализации того, что наработано за века в военной науке и на практике, даем основы стратегии и оперативного искусства, а не только тактики, как принято в зарубежных колледжах и академиях США и НАТО.

Сегодня в вузе собрана уникальная база автоматизированного решения информационных, информационно-расчетных задач и моделей, используемых при планировании военных действий, управлении войсками. В 2017 году мы завершили военно-научное сопровождение ОКР по созданию на базе академии прообраза «Электронного вуза». Одной из составных частей как раз и была разработка современной модели военных действий. Сегодня она с успехом используется как на плановых занятиях, так и в ходе КШУ, КШВИ и в военно-деловых играх.

– Профессиональные навыки, которыми должен обладать командующий или командир любого уровня, стали гораздо шире. А что можно сказать о нравственных качествах?

– Это патриот, профессионал с хорошей научной базой и практической выучкой, решительный, способный к разумной инициативе, готовый принимать нестандартные, но обоснованные решения. Сегодня важны умения командира вести асимметричные действия, брать ответственность на себя. С учетом существенно возросших требований морально-психологического порядка, офицер должен обладать высокими волевыми и физическими кондициями, широким кругозором в политических и военных вопросах, постоянно заниматься самообразованием, самосовершенствоваться.

Олег Фаличев

Военно-Промышленный Курьер