«Карт-бланш на любую жестокость»: как в Румынии свергали режим Чаушеску

«Карт-бланш на любую жестокость»: как в Румынии свергали режим Чаушеску

16 декабря 1989 года на волне бархатных революций в Румынии начались народные волнения, которые переросли в вооружённый мятеж. Центр Бухареста превратился в арену уличных сражений между повстанцами и силовиками. По официальным данным, жертвами столкновений стали более тысячи человек. 25 декабря после двухчасового судебного процесса румынского лидера Николае Чаушеску и его супругу Елену расстреляли. Румыния стала единственным восточноевропейским государством, где в 1989 году произошла насильственная смена власти. События развивались настолько стремительно, что впоследствии появилась масса версий о спланированном характере госпереворота. Могла ли румынская революция произойти бескровно, разбирался RT.

Во времена холодной войны Румыния была одним из самых строптивых государств социалистического блока. Бухарест всегда стремился балансировать между Москвой и западным миром, хотя формально являлся членом Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организации Варшавского договора (ОВД).

Своего расцвета социалистическая Румыния достигла в начальный период правления Николае Чаушеску, который возглавил Коммунистическую партию в марте 1965 года. В декабре 1967 года он был назначен на должность председателя Госсовета, а в марте 1969 года стал председателем Совета обороны.

Чаушеску сконцентрировал в своих руках все нити партийной и государственной власти. В первой половине 1970-х годов он окончательно избавился от конкурентов по партийной линии.

В марте 1974 года в Румынии в результате конституционной реформы был учреждён пост президента, который избирался парламентом на пять лет. Чаушеску стал первым и единственным президентом социалистической Румынии.

Столь откровенная узурпация власти происходила при полной поддержке народа. Первое десятилетие его правления было отмечено взрывным промышленным ростом. В 1974 году объём производства промышленной продукции вырос в 100 раз по сравнению с показателем 1944 года. Это позволило Чаушеску повысить зарплаты и пенсии, дать румынам сытую, обеспеченную жизнь.

Румыния как сверхдержава

Несмотря на репутацию ярого коммуниста, румынский лидер открыто демонстрировал свою симпатию Западу. Подчёркнуто независимый от Москвы внешнеполитический курс способствовал росту популярности Чаушеску. Так, в 1968 году он осудил ввод группировки ОВД в Чехословакию, а в 1979 году не поддержал советскую кампанию в Афганистане.

Западу импонировали антисоветские заявления, которые периодически позволял себе Чаушеску. В 1970-е годы Бухарест начал получать кредиты западных фондов. Большую часть финансов выделял МВФ. Займы вкладывались в развитие энергетического сектора и добывающей промышленности. В результате к 1981 году совокупные долги Румынии составили $10,2 млрд.

Политический курс Чаушеску отличался необычайной пестротой. Социалистическая ориентация, предполагавшая верховенство принципа интернационализма, не мешала диктатору продвигать идею исключительности румынского народа.

В частности, Чаушеску называл румын наследниками древних римлян. Власти даже инициировали процесс поиска научных доказательств этой преемственности, а в структуре Академии наук были созданы специальные группы учёных.

Подобное поведение Чаушеску вызывало непонимание в социалистическом лагере и в СССР. Тезис об имперской преемственности напоминал коммунистическим лидерам изыскания, которые проводились в нацистской Германии с целью научного обоснования расовой теории и особой миссии немецкого народа.

Однако никто из соцлагеря не вступал с Чаушеску в публичную полемику. Западные политики также предпочитали игнорировать выходящие за грань разумного высказывания румынского президента.

Историки считают, что Чаушеску стремился превратить Румынию в европейскую сверхдержаву.

Помимо заигрывания с национализмом, он проводил милитаризацию экономики, увеличивая расходы на армию и спецслужбы. Перед румынским оборонным комплексом стояла задача наладить производство максимально широкого спектра вооружения, чтобы не зависеть от поставок из СССР.

Одновременно Бухарест вёл разработку ядерного оружия, сотрудничая с ФРГ и Пакистаном. 14 апреля 1989 года диктатор объявил, что Румыния обладает технологией производства ядерных боеголовок, баллистических ракет и пусковых установок.

Культ личности и жёсткая экономия

Как полагают историки, во второй половине 1970-х годов Чаушеску создал платформу для продвижения культа личности. Результатом такой политики стало установление жёсткого авторитарного режима.

Чаушеску превратился в героя уличных плакатов и множества произведений искусства. На всевозможных демонстрациях его благодарили за мудрость и заботу о народе.

Румынию 1980-х годов нередко сравнивают с Северной Кореей. Оба государства объединяли не только чрезвычайно централизованная вертикаль власти и культ личности, но и участие членов семьи в системе управления государством. Так, в марте 1980 года супруга Чаушеску Елена была назначена первым заместителем премьер-министра.

Румынское общество болезненно воспринимало режим жёсткой экономии, который в 1981 году инициировал Чаушеску. В частности, в республике была введена карточная система выдачи продуктов. Заправить машину бензином разрешалось только по талонам, а пользоваться электричеством можно было ограниченное количество часов.

Румынская экономика работала на максимизацию экспортной выручки, а не на удовлетворение потребностей населения.

В короткое время граждане оказались лишены материальных и социальных благ, полученных в 1970-е годы.

Парадокс состоял в том, что Чаушеску мог не торопиться с выплатой долгов, но, опасаясь попасть в зависимость от Запада, решил погасить кредиты во внеплановом порядке — с учётом процентов Бухарест накопил долгов на $21 млрд.

«Если говорить грубо, то Чаушеску пытался создать вторую КНДР. Брежневский и уж тем более горбачёвский СССР на фоне Румынии казался раем свободы. А ведь у румын ещё недавно было право на частную собственность. Таким положением дел были недовольны, наверное, практически все», — отметил в беседе с RT российский историк, автор книги «Перевороты и революции» Дмитрий Зыкин.

Взрыв недовольства

12 апреля 1989 года Чаушеску объявил о досрочном завершении выплаты внешнего долга. Однако мгновенных положительных перемен в стране не произошло. Более того, внешнеполитическая ситуация для Румынии значительно ухудшилась: в СССР и социалистических странах началась либерализация режима, которая позднее обернулась сменой власти.

После разрушения Берлинской стены (ноябрь 1989 года) Чаушеску остался единственным социалистическим лидером, который отказывался проводить какие-либо реформы.

Негативное влияние на ситуацию для Чаушеску оказывали обострившиеся отношения с соседней Венгрией, которая стремительно демократизировалась. 16 декабря 1989 года в городе Тимишоара (северо-запад страны) вспыхнули волнения из-за попыток властей депортировать из Румынии этнического венгра — пастора Ласло Тёкеша — по обвинению в «разжигании межнациональной розни».

Полиции и армии было запрещено открывать огонь. Пользуясь пассивностью силовиков, демонстранты начали захватывать бронетехнику и военные объекты. 17 декабря подразделения вооружённых сил получили приказ открывать огонь на поражение, и 18 декабря восставших удалось рассеять.

По официальным данным, жертвами беспорядков стали около 60 человек. Однако по Румынии поползли слухи о невероятном количестве погибших, вплоть до 60 тыс. человек, притом что население города составляло 300 тыс. человек.

20 декабря, выступая по национальному телевидению, Чаушеску обвинил в разжигании конфликта в Тимишоаре иностранные спецслужбы. 21 декабря он решил обратиться к народу, выйдя на балкон резиденции в центре Бухареста. Однако слова Чаушеску заглушили крики недовольных граждан, и он был вынужден ретироваться.

В этот день столица Румынии превратилась в арену ожесточённых боестолкновений. Часть армейских подразделений перешла на сторону восставших. Мятежников поддержал бывший соратник Чаушеску Ион Илиеску, который в 1990 году стал президентом постсоциалистической Румынии.

Скоротечный трибунал

21 декабря чета Чаушеску бежала из столицы на вертолёте. 22 декабря беглецов задержали вблизи города Тырговиште (около 100 км от Бухареста). 25 декабря над Николаем и Еленой Чаушеску в штабе военного гарнизона в Тырговиште состоялся трибунал, длившийся не более двух часов.

Бывших лидеров Румынии признали виновными в разрушении национальной экономики, государственных институтов, геноциде и «вооружённом выступлении против народа и государства». Трибунал определил высшую меру наказания — расстрел. Приговор был немедленно приведён в исполнение, хотя формально на его выполнение отводилось десять дней.

Кадры казни четы Чаушеску национальное телевидение продемонстрировало 28 декабря 1989 года. Румыния стала единственным постсоциалистическим государством Восточной Европы, где смена власти произошла насильственным путём, а бывший лидер государства был казнён. Согласно официальным данным, в общей сложности жертвами беспорядков в Тимишоаре и Бухаресте стали больше тысячи человек.

Стремительное развитие событий в Румынии породило множество версий. В 2004 году немецкий журналист Сюзанна Брандштеттер обвинила в свержении Чаушеску ЦРУ и европейские спецслужбы, включая венгерскую разведку. Как утверждают очевидцы беспорядков, в Бухаресте циркулировало множество слухов о снайперах, которые якобы стреляли по обеим конфликтующим сторонам.

Новые румынские власти провели несколько расследований трагических событий декабря 1989 года. За участие в «репрессиях против революции» были осуждены 275 человек. Однако выводы прокуратуры менялись каждый раз после смены руководства государства. Обвинения выдвигались как против Чаушеску и его приближённых, так и против оппозиции.

На сегодняшний день в Румынии нет единого мнения о том, кто спровоцировал беспорядки. При этом, как пишут зарубежные СМИ со ссылкой на соцопросы, в стране растёт ностальгия по временам Чаушеску. Политологи объясняют метаморфозу тем, что демократические власти не превратили Румынию в процветающую страну.

«Усталость элит» и «рука Запада»

Директор Института Восточной Европы Александр Погорельский считает, что главной причиной румынской революции стала неадекватная политика Чаушеску, которая вызвала агрессивную реакцию народа и партийных боссов. По мнению Погорельского, в 1989 году власть румынского лидера была лишена какой-либо социальной опоры.

«Усталость элит была ключевым фактором смены власти в Румынии. Чаушеску окончательно потерял берега. Соцлагерь уходил в прошлое, а в Румынии ничего не менялось. Элиту уже не устраивала фигура Чаушеску и существующая модель экономики. Наряду с этим государственные и партийные функционеры стремились как-то монетизировать свою власть», — отметил в беседе с RT Погорельский.

Поспешный суд и расстрел четы Чаушеску, как считает политолог, были продиктованы вполне прагматичными соображениями. В критический для Румынии период мятежники стремились лишить своих противников символа борьбы. Также смерть диктатора позволяла списать все внутренние проблемы страны на последствия его политики.

«Я не верю в историю про снайперов и вмешательство Запада. Большое количество погибших объясняется тем, что в Бухаресте происходили бои между силовиками, которые использовали разнообразное вооружение. Экипажи танков стреляли друг в друга, и естественно, что от разрывов снарядов гибли в том числе безоружные люди», — констатировал собеседник RT.

Историк Дмитрий Зыкин придерживается несколько иной точки зрения. Он согласился с тем, что против Чаушеску действительно была настроена военно-политическая верхушка Румынии. Оппозиционные настроения в элите находили живой отклик у народа, который был раздражён ухудшением уровня жизни. В то же время Зыкин считает неправильным сбрасывать со счетов версию о вмешательстве извне.

«У элиты были свои экономические интересы, и режим Чаушеску мешал воплотить их в жизнь. Хотя я не исключаю участия внешних сил в румынских событиях. По крайней мере за кажущейся стихийностью в действиях мятежников просматривается план свержения Чаушеску любой ценой. В эту логику вполне укладывается быстрый успех мятежников, скоротечный суд и расправа над четой», — предположил Зыкин.

Эксперт отмечает, что диктатор собственноручно настроил против себя будущих палачей. Однако, по мнению Зыкина, слишком большую роль в румынской революции сыграла дезинформация. Задолго до переворота ходили упорные слухи о том, что на фоне всеобщей бедности Чаушеску ведёт роскошный образ жизни и якобы имеет счета за рубежом. В период уличных боёв распространялись сведения о колоссальном количестве числе жертв.

«Без сомнения, народ был очень раздражён, и на это были причины. Но все слухи оказались ложными. Сценарий румынской революции мало чем отличается от других госпереворотов, в том числе тех, которые мы наблюдали совсем недавно. Насильственная смена власти всегда происходит по воле элит и отвечает интересам внешних сил. В ход идут манипуляции, которые дают карт-бланш на любую жестокость по отношению к действующему режиму», — резюмировал Зыкин.

Алексей Заквасин

RT