«Маршалльский конь»

«Маршалльский конь»

Интересно, не откажись Советский Союз от European Recovery Program (Программы восстановления Европы) говорили бы сейчас, что его возрождение произошло исключительно благодаря «плану Маршалла»? По аналогии, как американская тушёнка фашизм победила. Летом 1947 года случается невероятное – на Парижской конференции советская делегация не принимает идей, предложенных государственным секретарем США Джорджем К. Маршаллом. КАК? ПОЧЕМУ? Неужели в угоду идеологическому противостоянию были проигнорированы экономические потери СССР за годы Великой Отечественно войны?

Что ж, посмотрим на это с высоты прошедших лет и сознательно уберём политику за скобки, целиком сосредоточившись «на хозяйстве». После 1945 года перед Америкой образовалась проблема «демобилизации» экономики. Без долгоиграющих рынков сбыта, процесс грозил остановкой в развитии и внеочередной «депрессивной удавкой». Разорённым странам, наоборот, требовались не конечные товары потребления, а необходимое для скорейшего возрождения суверенного экономического пространства – технологии, средства производства, сырьё. «Не рыба, но удочка», — выражаясь кратко. Определяя структуру адресной помощи США, естественно, блюли личные интересы. Поэтому навязывали «рыбу» и «сматывали удочки», чтобы гипотетическим конкурентам надолго отбить навыки ловить самостоятельно.

Рыбку съесть и на доллар не подсесть – ни как не можно, рыбаку чужие деньги без надобности. И даже проценты для него не важны, ибо он готовит сети впрок. Хотите кушать – пожалуйста, но за это: 1)снижаете таможенные пошлины; 2) организуете финансовую систему в соответствии с новыми реалиями МВФ и Всемирного банка; 3) осуществляете торговлю только с указанными вам партнёрами; 4) погашаете задолженность преимущественно экспортом сырья; 5) полностью открываете внутреннюю бухгалтерию. На практике вышеперечисленные пункты означали – внеконкурентное доминирование США на всех торговых площадках, контроль мировых денег, скупку иностранных стратегических активов по дешёвке и т.д.

Ничего «план Маршалла» не напоминает? Правильно, нечто подобное мы активно внедряли в 1990-х годах! Конечно, не сам «план», но его логику. Есть с чем сравнивать: последствия Великой Отечественной войны преодолевали без «западных кредитов», тем паче — «инвестиций». Как и почему удалось? А потому что суверенитет Советского Союза определялся не только Вооруженными силами, но и независимой финансовой системой. Она была уникальной, до сих пор как следует не изученной и похороненной под многочисленными «страшилками».

В упрощённом варианте схема следующая: советская денежная масса распределялась по нескольким, взаимно не пересекаемым контурам. «Внешние деньги» для международной торговли, «безналичные деньги» для операций между предприятиями и «наличные деньги» — для расчетов населения. «Безнал», хоть и назывался рублями, но по сути представлял собой «единицы измерения и учёта». Лишённые функции «товара», эти единицы опять вернулись к тому, для чего деньги и были придуманы человечеством — рациональному эквиваленту обмена материально-трудовыми ресурсами.

Мы получили «топливо», а главное — собственное топливо, расход которого формировался исключительно потребностями совесткой экономики. Через шестнадцать лет от 1945 года Юрий Гагарин полетел в космос – одно лишь это «мероприятие», мягко говоря, крайне затратное. Откиньте 16 лет от любого дня сегодняшнего, ну и? Сопоставим масштаб сделанного сейчас и тогда, когда в развалинах лежали 1710 городов, 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи предприятий промышленности, 65 тысяч километров железных дорог, 98 тысяч колхозов и т.д., и т.п? Расхождение «в параметрах» объясняется просто: СССР отказался от «троянского коня», а Российская Федерация его приняла.

Это особенно прискорбно в эпоху «фидуциарных денег», не обеспеченных ни чем, кроме веры — «fiducia» на латинском языке и означает «доверие». От «большого ума» позднее руководство СССР решило «смешать» финансовые контуры. «Безнал» потёк в «нал» и люди перестали верить в «советские рубли», так как сломали плотину и на них хлынул поток «других денег», не предназначенных для потребительского сектора. Кто-то, разумеется, выиграл от «смешения» и последовавших за этим процессов, так ведь и в лотерею кто-нибудь, да выигрывает…

Вернёмся к «плану Маршалла». Государства никогда не делают «подарки» друг другу. Девальвация фунта стерлингов из-за ограничения Америкой торговли со «стерлинговой зоной» де-факто лишила Британию приставки «Велико». Бывший, злейший враг США на протяжении десятилетий, окончательно стал другом, по принципу: то мы над вами, то вы под нами. Франции протекционизм США помог «освободиться» от колоний, Западная Германия получила «бонусом» базы США с первоочередной задачей отучить немцев воевать, мол, отныне не понадобится — в случае чего, мы за вас отомстим. И это, что называется, близкие по духу! А уж политически чуждому Советскому Союзу, встань он в общую очередь, «бусы» обошлись бы по самое «не хочу». Прежде всего – остановкой «атомного проекта», как совершенно не вписывающегося в логику «восстановления народного хозяйства».

Я намеренно не сказал «идеологически чуждому», потому что американцам идеология всегда «во-вторых». А политика «во-первых». Режим в стране может быть любой, пока она не способна, так или иначе, «достать» до Нового Света. Соперник США превращался во врага, когда его нарастающая мощь несла угрозу непосредственно территории Америки – все конфликты должны сосредотачиваться исключительно за внешним периметром. И как только у врага «руки оказывались коротки», с ним начинали «дружить», дабы в будущем он не мог позволить себе «лишнее». До состояния подобной «дружбы» Россия не дошла, затормозившись на полпути, оттого на нас и «осерчали»…

«Говорят, что американцы и русские являются естественными друзьями. Мы кажемся таковыми потому, что мало знаем друг о друге. Между нами практически нет ничего общего, а поскольку у нас нет ничего общего, наши интересы не вступают между собой в конфликт» — цитирую «Нью-Йорк Таймс» образца аж 1878 года. Правило – «нет ничего общего» — почти не подверглось сомнению в США, и в него же упорно не верит определённая группа отечественных «туземцев» с аргументами, вроде: «посмотрите, у них тоже нос посередине!» Правда, с той публикации кое-что изменилось: если когда-то разные интересы вполне могли сосуществовать и не пересекаться, то позже выяснилось – планета не столь уж и большая. И, чем меньше на ней крупных игроков, тем свободнее пространство для собственных интересов.

Любопытный нюанс – Советский Союз в своих «милитаристских планах» не заходил слишком далеко, максимум, что предусматривалось при неразрешимом конфликте – это нанесение ядерного удара. Никто и никогда у нас не разрабатывал документальных доктрин о «разукрупнении США» и уж, тем более, не помышлял о высадке на тот берег «оккупационных войск». А ведь именно такие сценарии были прописаны в большинстве рассекреченных планах американских военных, да и политики их придерживались по факту. Распад СССР Америка признала в рекордно-короткие сроки – не вспомнили ни про Хельсинский договор о «нерушимости границ», ни про «бесхозные» атомные реакторы. А чего – «бахнуло» бы здесь, а не там…

Американский политолог и философ Фрэнсис Фукуяма в 1992 году поспешил и «концом истории» всех насмешил. Это как, если бы в «лохматом» 1613 году, сразу после периода Смуты собрались бы умники и заключили: «С Россией – всё!» И ведь вроде не поспоришь: огромные территориальные потери с полным разрушением системы защиты государства. Пустые деревни – уничтожено или разбежалось незнамо куда до трети населения страны. Международный авторитет на абсолютном минимуме. Окончательно последствия Смутного времени будут преодолены только в эпоху Петра I, то бишь спустя почти век! Много? С точки зрения отдельного «Homo politicus», который на личном опыте основывает «всеобъемлющие выводы» – очень много! Называю таковых «бессмертными», ибо сами же они пока ещё не умирали, а значит «врёте вы всё про смерть…»

P.S. Для разрыва шаблона рекомендую кликнуть по этой ссылке на официальный сайт ЦБ РФ и лично посмотреть котировки Госбанка СССР на «здесь и сейчас». Именно по ним происходят расчёты между Российской Федерацией (как преемницы Советского Союза) и иностранными государствами по торговым и кредитным обязательствам, заключенным в советскую эпоху. Например, на ноябрь 2017 года доллар США оценивается в 53,9 советских копейки. Для особ особо одарённых повторяю большими буквами: КУРС МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ, а не «для населения» — надеюсь в силах понять разницу.

Михаил Синельников-Оришак

Источник: sine-or.livejournal.com