Маковый кусок. Эксперты считают, что Афганистан близок к распаду на квазигосударства

Маковый кусок. Эксперты считают, что Афганистан близок к распаду на квазигосударства

Североатлантический альянс не планирует покидать Афганистан – наоборот, в 2018 году натовский контингент там будет увеличен. Тем временем вооруженные отряды ИГ, «Талибана» и других группировок активно переносят военные действия поближе к границам с Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном.

Уже около трети всей протяженности северной границы страны полностью или частично контролируется ИГ или талибами. Натовские же войска, отсиживаясь в других районах, не препятствуют расширению географии противостояния. Таковы оценки российско-афганской группы экспертов, высказанные на конференции в Москве.

Положение в стране все более чревато ее распадом. Вдобавок в Афганистане в этом году максимальный урожай мака за последние пять лет, но действенных мер против наркоэкономики натовская коалиция не предпринимает. Возникает аналогия с небезызвестной «странной войной» Англии и Франции против Германии в сентябре 1939-го – марте 1940-го, когда Запад толкал гитлеровскую агрессию на Восток, прежде всего на СССР. Похоже, аналогичную стратегию теперь реализуют в Афганистане с прицелом на Центральную Азию. В том числе и для того, чтобы попытаться вовлечь Россию в военные действия на всем протяжении обширной афгано-центральноазиатской границы (почти 2400 км).

А поскольку наша страна оказывает прямую военную помощь Таджикистану, значит, вовлечение Москвы в конфликт – сценарий не гипотетический. Характерна оценка Дафара Спанта, главы консультативного совета Афганского института стратегических исследований: «География действий бандформирований расширяется. Так, в примыкающем к Ирану и Туркменистану Гератском районе было относительно спокойно, но в 2017-м он оказался вовлеченным в операции боевиков, цели которых – угроза и для центральноазиатских стран».

Военное присутствие НАТО в Афганистане будет увеличено, но не для борьбы с терроризмом. Об этом официально, притом на разных уровнях, заявляют в последнее время в странах блока. Еще 6 ноября заместитель пресс-секретаря НАТО Пьер Казалет пояснил: «Многие союзники уже взяли на себя обязательство по направлению дополнительных войск для участия в нашей миссии в Афганистане «Решительная поддержка». Мы ожидаем дальнейших шагов». Но увеличение присутствия «не предполагает возвращения альянса к боевым операциям на территории страны». Пока общая численность войск Североатлантического блока в Афганистане, по официальным данным, не превышает 13 тысяч.

Многие эксперты считают нынешнюю ситуацию следствием разнузданного вмешательства Запада во внутренние дела Афганистана с середины 70-х годов. Сказывается и неоправданно скорый вывод оттуда советских войск.

Примечательно в этой связи мнение ветерана боевых действий в Афганистане генерал-лейтенанта Леонида Шершнева: «Там в середине 80-х было много позитивных сдвигов. И именно когда они стали налицо, появилось неожиданное решение о выводе войск. Хотя были все перспективы поспособствовать с нашим военным присутствием стабилизации Афганистана и укрепить безопасность СССР».

Маджид Калакани (1939–1980), основатель сталинско-маоистской «Марксистской Лиги освобождения Афганистана», заявлял в ходе совещания «марксистско-ленинских партий» в албанском Сталине в декабре 1979 года, что «ввод советских войск спровоцирован для дискредитации СССР. Москва будет вынуждена их вывести, но с этим самоликвидируется ввиду дискредитации все то, что поддерживало влияние СССР в Афганистане до вторжения».

Пакистанские и непальские СМИ отмечали, что войска СССР ввязались в межплеменные конфликты в Афганистане, но преобладающая часть афгано-пакистанской – самой протяженной границы страны остается неподконтрольной Советской армии. Как и почти вся граница с Ираном. Отмечалось, что Москва, видимо, не хотела излишне раздражать Исламабад и Тегеран военным присутствием на их рубежах. Но это привело – особенно в пакистано-афганском секторе – к растущему вмешательству в ситуацию извне. Так же ошиблись США, почти не контролируя границы Южного Вьетнама с Камбоджей и Лаосом и избегая ударов вьетнамско-китайскому приграничью. Тайваньский политолог Люн Вэй отмечал, что в Вашингтоне не ожидали возобновления с осени 1969 года, после трехлетнего перерыва, советского военного транзита через КНР во Вьетнам и Лаос. Точно так же, говорит он, не была прикрыта советскими войсками и афгано-китайская граница, ибо Москва не предполагали альянса КНР, Пакистана и США против нее в Афганистане.

Вдобавок СССР не воспользовался ирано-американской конфронтацией того периода. Ряд экспертов считают, что Москва и Тегеран могли бы взаимодействовать в Афганистане против США, но такой вариант в Кремле не учли. Это с 1982 года привело к активной поддержке Тегераном проиранских боевиков в Афганистане.

Однако Christian Science Monitor в публикации от 23 декабря 2009 года назвала не столько советскую, сколько американскую политику в Афганистане в 70–80-х годах первопричиной нынешней ситуации: «Картер отдал ЦРУ распоряжение о тайной поддержке исламских боевиков еще за несколько месяцев до советского вторжения». А «действия США по финансированию исламистов в Афганистане со временем превратились, пожалуй, в самую крупную тайную операцию в истории, и это привлекло в страну джихадистов со всего Ближнего Востока». Штатам «следует задуматься над советскими ошибками в Афганистане».

Валентин Шипилов

Источник: Военно-Промышленный Курьер