О том, почему не следует торопиться с реализацией идеи об идентификации личности по SIM-карте

О том, почему не следует торопиться с реализацией идеи об идентификации личности по SIM-карте

В конце прошлой недели я обратил внимание на статью в «Известиях», посвященную инициативе группы депутатов Государственной думы, намеренных начать разработку законопроекта по превращению телефонных SIM-карт в дубликат паспорта. По сути дела, сделать SIM-карты полноценными электронными идентификаторами личности гражданина. А основным механизмом обеспечения государственного контроля и информационной безопасности новых электронных идентификаторов личности авторы инициативы видят ведение государственного реестра SIM-карт. Предложение, безусловно, яркое, но, на мой взгляд, очень опасное.

Даже при первичном анализе данного предложения возникает целый ряд серьезных вопросов.

Во-первых, каким образом будут обеспечены единство образца, адекватная защита не только информации, но и от копирования нового электронного идентификатора личности, кому будут принадлежать центры эмиссии, хранения и распространения этих документов и каким образом будут обеспечены все требования защиты и безопасности к таким центрам? Сопутствующий важнейший вопрос: кто заплатит за это всё, ведь новые требования к производству, обороту и самим SIM-картам потребуют серьезных капитальных вложений. Что делать с сегодняшними «устаревшими» SIM-картами?

Во-вторых, как быть с теми группами населения, которые SIM-картами пользуются, а до паспорта еще не доросли? Речь идет о детях и подростках. Идентифицировать их или нет? Кто имеет право принимать такое решение и кто за это решение несет ответственность?

В третьих, поскольку SIM-карта не привязана физически к владельцу, то передача активированного смартфона (или его кража) другому человеку позволит злоумышленнику идентифицироваться как реальный владелец SIM-карты и совершать юридически значимые и финансовые транзакции.

И, в-четвертых, как быть со множеством SIM-карт у одного владельца? Уже наступившая эра интернета вещей делает одного человека владельцем если не сотен, то точно десятков SIM-карт. Какова будет система учета десятков SIM-идентификаторов одного владельца? Наконец, как быть с теми миллионами граждан, которые по личным соображениям и убеждениям сегодня не готовы к электронной идентификации личности? Может и должно ли быть право выбора?

Это только поверхностный, очень обобщенный перечень вопросов, который возникает при размышлении над данной инициативой.

Но тем не менее я очень благодарен депутатам за то, что они подняли важнейший вопрос стопроцентной обязательной идентификации владельцев SIM-карт. Только за неполных 10 месяцев этого года Роскомнадзором совместно с МВД конфисковано в России у нелегальных торговцев более 84,5 тыс. «серых» SIM-карт. В 2016 году этот показатель был в 2,5 раза ниже — около 34 тыс. «симок».

И это только видимая часть айсберга.

Рынок «серых» SIM-карт значительно больше. Именно эти SIM-карты, «привязанные» к ликвидированным или фиктивным фирмам, а также несоответствующим реальному владельцу паспортным данным, являются инструментом самых разнообразных преступлений против личности и государства, начиная с банальной кражи средств со счетов абонентов, заканчивая террористическими атаками и звонками о массовом минировании объектов в городах страны.

В весеннюю сессию этого года Государственной думой был принят, на мой взгляд, важнейший федеральный закон, который вступает в силу с 1 июня 2018 года. Если коротко, любая SIM-карта на территории нашей страны после этой даты будет активирована только тогда, когда ее владелец, вернее владелец аппарата, в котором она активирована, подтвердит, что его паспортные данные соответствуют паспортным данным гражданина-владельца этой SIM-карты, зафиксированным в реестре оператора связи. Если же SIM-карта меняет владельца, то и паспортные данные должны быть изменены в реестре оператора связи.

Второй важнейший вопрос сегодняшнего дня – это вопрос законодательного закрепления оборота детских и подростковых SIM-карт. Сегодня наши дети пользуются «симками», зарегистрированными на взрослых членов семьи, и это абсолютно неправильно. Чем меньше ребенок, тем более безопасной и щадящей должна быть информационная среда, в которую он попадает. У родителей не всегда есть время и компетенции, чтобы такую среду обеспечить при пользовании ребенком обычной SIM-картой. Поэтому разработка поправок в законодательство по поводу режимов функционирования, наполнения и регулирования оборота детских и подростковых SIM-карт — вопрос, по моему мнению, более чем актуальный.

Не буду повторять общеизвестных истин про риски и опасности бесконтрольной интернет-среды для неискушенного пользователя-ребенка от кибербуллинга до суицидальных групп в социальных сетях. И для Роскомнадзора, и для крупнейших отечественных мобильных операторов связи проблема понятна, и мнение у нас общее — она требует разработки поправок в законодательство. Чем мы и намерены заняться в ближайшее время. А с дублированием паспорта с помощью SIM-карты пока, по моему мнению, торопиться не нужно.

Александр Жаров — глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

iz.ru