Почему ВКС России очень нуждаются в самолёте А-100 «Премьер»?

Почему ВКС России очень нуждаются в самолёте А-100 «Премьер»?

18 ноября 2017 года состоялось очень важное для Воздушно-космических сил (ВКС) России событие — первый полёт совершил перспективный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) А-100 «Премьер». Разберёмся, что это за машина и почему её разработка так необходима.

Без самолётов ДРЛО истребительная авиация теряет боеспособность в разы

На вооружении ВКС России на сегодняшний день находится, вероятно, 19 самолётов ДРЛО А-50, из которых четыре прошли модернизацию до уровня А-50У. В базовом варианте машина способна обнаруживать и отслеживать цели типа «истребитель» на дальности около 300 км, стратегические бомбардировщики на дальности около 650 км, крылатые ракеты на дальности около 215 км. Сухопутные цели возможно обнаружить с дистанции около 250 км, а корабли «видны» до радиогоризонта. На первый взгляд всё достаточно красиво, однако базовый А-50 серьёзно устарел и плохо справляется с обнаружением целей с небольшой эффективной поверхностью рассеивания (самолёты и крылатые ракеты, выполненные по технологии снижения радиолокационной заметности Stealth). Да и в целом элементная база машины очень устарела. Проблема частично была решена модернизацией самолётов до уровня А-50У — машина стала намного удобнее для использования экипажем (установлены ЖК-мониторы, вместо громоздкого оборудования размещена комната для отдыха и дополнительное горючее), улучшились возможности по обнаружению вертолётов и малогабаритных сверхзвуковых целей, в том числе в условиях применения средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) противником. Однако, есть информация, что многие достижения связаны с использованием зарубежной элементной базы, например, процессоров производства Intel. Но даже в обновлённой компоновке машина уже не отвечает всем современным и, в особенности, будущим вызовам. Да и темпы модернизации авиапарка не впечатляют — с 2009 года обновлены были только четыре борта.

Для сравнения — только на вооружении Военно-морских сил США имеется около 80 самолётов ДРЛО E-2 Hawkeye, ещё 32 более тяжёлых самолёта Boeing E-3 Sentry состоят на вооружении военно-воздушных сил (ВВС).

В случае гипотетического столкновения двух противников, ВВС первой из которых имеет достаточно ДРЛО на вооружении, а второй — нет, результаты противостояния за контроль над воздушным пространством, скорее всего, останутся за первыми с большим преимуществом (при равном количестве и качестве истребителей). Действия фронтовой бомбардировочной авиации также становятся намного «осмысленнее» в условиях управления с борта самолёта ДРЛО.

ВКС России нуждаются в большом количестве самолётов ДРЛО А-100 «Премьер»

Полное название перспективного российского самолёта ДРЛО — многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН) А-100. Действительно, машина способна выполнять несколько задач, помимо обнаружения целей противника и управления собственной авиацией. А-100 сможет выступать в роли самолёта РЭБ, а также эффективно осуществлять радиотехническую разведку (выявление целей и их характеристик по излучению в радиодиапазоне и т.п.). Детали о характеристиках перспективного самолёта пока засекречены, однако ранее в СМИ звучало некоторое количество неподтверждённой информации. Вероятнее всего, основой А-100 является радиолокатор с активной фазированной антенной решёткой (звучала и информация о наличии радара с двумя фазированными решетками). Согласно некоторым источникам, дальность обнаружения цели типа «истребитель» будет равна 600 км, а возможности по выявлению малозаметных целей будут кардинально улучшены. Да и в целом современная элементная база и вычислительные мощности однозначно позволят намного сильнее автоматизировать и упростить процесс применения комплекса.

Полезная нагрузка А-100 установлена на базу модернизированного военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90. Во время первого полёта акцент был сделан на проверку аэродинамических характеристик самолёта («гриб» радиолокатора заметно меняет их). Полномасштабные же испытания радиотехнического оборудования планируется проводить начиная с 2018 года, а согласно озвученным Министром обороны России Сергеем Шойгу планам, первый серийный А-100 должен будет поступить в войска в 2020 году. Остаётся надеяться, что сроки будут соблюдены.

К сегодняшнему дню потребность ВКС России в самолётах А-100 составляет как минимум 15−20 бортов — и это с условием продолжения модернизации устаревших А-50 (по крайней мере бортов, чей лётный ресурс это позволяет). Оптимальным же числом было бы 30−35 бортов, однако ограниченное финансирование Государственной программы вооружений до 2027 года может не «уместить» такого количества новых самолётов.

Да и смежные предприятия, выпускающие самолёт-носитель Ил-76МД-90, могут не «потянуть» такого заказа — темпы производства обновлённого легендарного транспортника пока очень невелики (6 бортов с 2011 года), а машины нужны и в военно-транспортной конфигурации.

Леонид Нерсисян

regnum.ru