О стирании границ между высшим и профессионально-техническим образованием в цифровом обществе

О стирании границ между высшим и профессионально-техническим образованием в цифровом обществе

Знание–умение–навык–опыт — такая цепочка должна лежать в основе любого образования. Знания, не подкрепленные навыками, быстро исчезают. Менеджер, который не работает на рынке, инженер, который ничего не конструирует, через 2–5 лет уже не будут компетентными в своей сфере. Чтобы давать студентам не только знания, но и возможность трансформировать их в опыт, образовательным заведениям нужен новый инструмент подготовки кадров, который бы соответствовал мировым стандартам и потребностям высокотехнологичных производств. WorldSkills имеет все шансы стать таким инструментом.

WorldSkillsInternational (WSI) — международная некоммерческая ассоциация, которая проводит профессиональные соревнования разного уровня для молодых людей по всему миру. Цель — популяризация рабочих профессий и повышение ценности профессиональных навыков. Движение зародилось еще 70 лет назад, когда миру не стало хватать квалифицированных рабочих рук. В Испании в 1947 году впервые прошел национальный конкурс по профессионально-технической подготовке, чтобы создать эффективную систему профессионального образования.

Сегодня это международное движение помогает готовить конкурентоспособные кадры по шести блокам профессий: строительная отрасль, информационные и коммуникационные технологии, творчество и дизайн, промышленное производство, сфера услуг и обслуживания гражданского транспорта. 77 стран участвуют в этом движении. Россия присоединилась в 2012 году. Томский государственный университет (ТГУ) стал одним из тех университетов, которые первыми вошли в WorldSkills Russia. Мы подписали соглашение, переняли последние методики, зарекомендовавшие себя в среднем техническом образовании, теперь набираем и учим экспертов, объясняем студентам, как работать в прикладном направлении, проводим чемпионаты, оцениваем.

WorldSkills прежде всего оперирует умениями и навыками. Сейчас не то время, чтобы просто выпускать людей «с корочками». Изначально движение ориентировалось только на профтехобразование, но у высшего — те же задачи. Если повар знает рецепт борща, но не может его приготовить — какой он повар? В то же время экономистов, не продавших за всю жизнь ни ручки, ни табуретки, очень много. А в чем разница? Я думаю, всех наших чиновников стоило бы отправить «в поля» и не возвращать в кабинеты до тех пор, пока они не создадут какой-то успешный стартап или предприятие. Голая теория больше никому не нужна. Поэтому в ТГУ к трем классическим университетским трекам — образовательному, научному и социальному — мы добавили предпринимательский, который подразумевает способность студента создавать и внедрять инновации.

Граница между высшим и профтехобразованием в цифровом обществе размывается. Вузам сейчас нужна целая плеяда специальностей прикладного характера уровня бакалавриата. Чтобы обслуживать мир, в котором уже есть искусственный интеллект, интернет вещей, роботизированные устройства, от специалистов среднего звена, их подготовки во многом зависит прогресс. Возьмите рабочего 20 лет назад и сейчас — на «умном» производстве, где нужно больше разбираться в информационных технологиях, чем в механических процессах. Разработчики «Атласа новых профессий» предсказывают появление 186 новых специальностей к 2030 году. Среди них «прораб-вотчер», работающий с применением цифровых проектов сооружений, проектировщик 3D-печати в строительстве, консьерж-робототехники, электрозаправщик, менеджер космотуризма, эксперт по здоровой одежде и т.д.

WorldSkills вырабатывает у студентов индивидуальную ответственность за профессиональное будущее. Навыки и опыт — это капитал цифровой эпохи. Автоматизация не оставляет выбора. Любые предсказуемые виды работ скоро будут выполнять машины. И чем больше у специалиста опыта и навыков, чем лучше развито творческое и аналитическое мышление, тем больше у него шансов. По исследованиям Mckinsey, с уже существующими технологиями можно автоматизировать до 30% производственных задач. Конечно, остается еще 70%, но, поверьте, это будут непростые задачи. Соревновательный характер WorldSkills прекрасно иллюстрирует то, как будет функционировать профессиональное сообщество в будущем. Не просто что-то уметь, а уметь лучше, чем остальные, сопоставлять свои компетенции с уровнем специалистов во всем мире.

Еще одна проблема, которую может решить WorldSkills, — подтверждение навыков и их квалификационная оценка. Сейчас у нас есть только дипломы, которые подтверждают факт обучения студента в вузе, но не дают объективного представления о его компетенциях. Теперь же появляется хороший инструмент для оценки выпускников на уровне прикладных специальностей с учетом их умений работать с рынком, реальными заказчиками, техникой.

Для университетов эта идея всё еще нова, так что нужно быть готовыми набивать шишки. Но, думаю, это будет стоящий опыт. Если университет хочет развиваться, он не может обойти стороной это движение.

Константин Беляков, проректор Томского Государственного Университета

iz.ru