Автомобиль работает на дровах

 

Грузовики на дровах колесили по Сибири до 70-х годов

При дефиците жидкого топлива, имевшего место в послевоенное время, большой практический интерес представляли разработки, предполагающие использование альтернативной «горючки». По решению Наркомата среднего машиностроения Уральский автозавод осенью 1946 года стал ведущим предприятием по выпуску газогенераторных автомобилей на базе «ЗиС-5».

При дефиците жидкого топлива, имевшего место в послевоенное время, большой практический интерес представляли разработки, предполагающие использование альтернативной «горючки». По решению Наркомата среднего машиностроения Уральский автозавод осенью 1946 года стал ведущим предприятием по выпуску газогенераторных автомобилей на базе «ЗиС-5».

«ЗиС-21А» работал на дровах, для получения горючего газа использовались деревянные чурки. За возможность использовать твердые виды топлива приходилось расплачиваться потерями в ряде характеристик – скажем, грузоподъемность снизилась с трех до двух с половиной тонн.

Осенью 1951 года на смену «ЗиС-21А» пришел «УралЗиС-352». В нем газогенераторная установка позволяла силовому агрегату работать на древесном топливе с повышенной влажностью, что существенно упростило заготовку, сушку и хранение деревянных чурок, закладываемых в дровобак газогенератора. Машина была оснащена новым агрегатом с наддувом воздуха, работающим в паре с центробежным нагнетателем. Этот советский грузовик «на дровах», выпускавшийся с 1952 по 1956 год, стал последним газогенераторным автомобилем, массово произведенным в СССР.

Рассказывают, что подобные экземпляры в таежных уголках Советского Союза встречались до середины 70-х. Вдоль северных трасс вместо автозаправок устраивались склады с березовыми полешками, напиленными под формат зисовской «печки». Кстати, расход дров на 100 километров пути составлял 110–165 килограммов.

Чтобы ознакомиться с раритетом поближе, собирался побывать в Миассе на Уральском автозаводе, где выпускались эти машины. Но во время военно-патриотического мероприятия с участием экспонатов военной техники увидел на челябинской улице грузовик с непонятными приспособлениями по бокам. «Что это?» – спросил у шофера. «Газогенератор, – привычно пояснил он, – автомобиль работает на дровах».

Сергей Белковский

vpk-news.ru

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Присоединяйтесь к НОВОРУСМИР в социальных сетях!

Вам также может понравится