Слаживание в верхах

Слаживание в верхах

Представители ШОС дипломатично заявляют, что организация не является военным союзом. Тем не менее агрессивная внешняя политика США и НАТО заставляет участников Шанхайской группы задумываться о силовой защите своих интересов.

Альянс, включающий вторую, третью и четвертую по мощи армии мира (данные Global firepower index), четыре ядерные державы, заставит «экспортеров демократии» пересмотреть свое поведение на международной арене. А что касается заявлений руководства ШОС об отсутствии планов милитаризировать организацию, так и НАТО на словах обещало не расширяться на восток. Но чтобы говорить о военном блоке всерьез, придется признать наличие подводных камней и противоречий между участниками ШОС. Это в первую очередь деятельность Китая в Центрально-Азиатском регионе, традиционно считавшемся сферой интересов России. Пока Москва выстраивает стратегическую ось в восточном направлении, запуская множество проектов и пытаясь тем самым сохранить влияние в ЦАР, Китай, применяя мягкую силу, стремится стать великой евразийской державой. Он главный кредитор наших юго-восточных соседей. Активно инвестирует в энергетический сектор Казахстана, конкурируя с отечественными компаниями, а тем временем Туркменистан, занимающий в мире четвертое место по запасам природного газа, ищет новые экспортные маршруты для сведения к минимуму зависимости от российских трубопроводов.

Не будут способствовать доверию внутри военного блока ШОС, когда такой возникнет, и территориальные споры Индии и Китая, замешанные, если посмотреть глубже, на соперничестве двух стран в южной части континента. С другой стороны, такие же разногласия из-за Кашмира имеются у Индии и Пакистана. Опять же из-за территориальных проблем остаются сложными отношения Узбекистана и Киргизии.

Провокационные вбросы западных аналитических центров о якобы существующей в России тревоге по поводу технологического подъема Китая в ОПК Москва называет ложью. Президент Академии геополитических проблем РФ Леонид Ивашов со свойственной ему прямотой заявил, что оборонные ведомства РФ и КНР наладят еще более тесные связи, включая учения НОАК в России и консультации на политическом уровне по военным вопросам. Скорее всего эксперт озвучил мысль, витающую и в Москве, и в Пекине. Предпосылок для создания военного союза Россия – Китай предостаточно. Это прежде всего необходимость совместного противодействия гегемонистской внешней политике США с их сателлитами в Европе и Азии. Потому полноценный военный блок Россия – Китай, примерно такой же, как созданный в 1950 году Сталиным и Мао Цзэдуном, весьма вероятен. Он предполагает:

  • совместное планирование боевого применения всех видов и родов войск союзных армий в каждой оперативно-тактической среде;
    выработку единых взглядов на стратегию и тактику;
  • постоянный обмен разведывательной и военно-технической информацией;
  • стандартизацию ВВТ, их совместные испытания и совершенствование боевых характеристик;
  • тактическое и боевое слаживание войск и сил в ходе совместно проводимых маневров, командно-штабных учений и игр;
  • подготовку военных специалистов всех уровней по единым методикам и программам;
  • взаимную стажировку командно-технического состава в боевых формированиях друг друга;
  • языковую подготовку и совершенствование навыков общения в боевой обстановке.

[adsense2]
У нас в таком случае появится мощный военный союзник в АТР и как результат – укрепление дальневосточных рубежей. С другой стороны, Россия усилит свои позиции в Центральной Азии и что особенно важно – совместно с Китаем перекроет наркотрафик из Афганистана.

Возникнет необходимость модернизации НОАК до наших стандартов. А это значит, что у России появится хорошая возможность не только переложить часть военной нагрузки на плечи союзника, но и подстегнуть внутреннюю реиндустриализацию.

В Китае прекрасно понимают, чем может кончиться поддержка Штатами и Западом тайваньского, тибетского и уйгурского сепаратизма. Помнят попытки организовать «цветную революцию» – в 1989 году на площади Тяньаньмэнь в Пекине и в 2014-м в Гонконге. Отмечают культивирование антикитайских настроений в Японии, Южной Корее и других странах ЮВА. Россия, пережившая после распада СССР череду «цветных революций» в бывших союзных республиках, твердо и последовательно поддерживает КНР по вопросу Тайваня. Китай долгое время молчаливо одобрял наши действия в связи с евромайданом, госпереворотом в Киеве и прочими событиями на Украине. Министр иностранных дел КНР Ван И в 2015 году заявил: «Мы будем оказывать поддержку друг другу, совместно поддерживать международный мир и отстаивать итоги Второй мировой войны».

Для Китая Россия – важнейший источник военных знаний и сырьевых ресурсов. Пекин придает огромное значение расширению нашего стратегического партнерства. Это очевидно.

Но имеются и препятствия, в первую очередь экономического характера. Двусторонний товарооборот по итогам 2016 года сократился на треть – до 69 миллиардов долларов. Здесь мы уступаем даже Индии. Для сравнения: торговый обмен Китая с США – 514 миллиардов. Другая помеха – отсутствие госгарантий инвестициям из КНР, как результат – резкий спад вложений Пекина в нашу экономику. Китайские активы за рубежом оцениваются в 880 миллиардов долларов, из них в России – около восьми миллиардов, то есть менее процента. Пекин давно добивается от Москвы государственной защиты своих инвестиций, чтобы не зависеть от причуд периодически сменяемых губернаторов. Его не устраивает несбалансированность нашей финансовой системы с производством, слабость нынешнего правительства в оперативной реализации совместных договоренностей, планов и конкретных проектов.

Сегодня Пекин с молчаливого согласия Москвы представляет наши отношения как «дружбу равных», и в этом существенное отличие от времен Сталина и Мао.

Анатолий Иванько, директор Центра анализа геополитики, войн и военной истории

vpk-news.ru