Россия сегодня: чем живёт, чем дышит? «Сила Сибири» и не только.

 

Поскольку внутренняя повестка целиком и полностью оказалась в подчинении законам медийного жанра, не оставляющего даже зазора для позитивных «новостей с полей», решил напомнить читателям о некоторых ключевых тенденциях политико-экономической жизни России.

Сразу оговорюсь: я не обсуждаю маловменяемые вбросы в стиле ФБК, и вообще не собираюсь дискутировать на тему – всё или не всё разворовывают. Просто потому, что не хочу погружаться в психопатологическое болото определённой категории собеседников разношёрстного политического спектра, банкующих на совсем не близкой мне поляне. Моя поляна в другом месте: там, где амбициозные проекты воплощаются в жизнь, где решаются задачи, ещё вчера казавшиеся неразрешимыми, там, где больше делают, чем говорят. В результате чего и только поэтому «космические корабли бороздят просторы Вселенной» (это не пафос, это просто цитата).

Итак, для начала, совсем небольшая ретроспектива.

Общий фон:

  1. Российское правительство, включая верховного главнокомандующего, компрадорское, говорят патриоты, оно действует по указке вашингтонского обкома. В эту же копилку и действия ЦБ РФ, напрямую подчинённого ФРС. Наследие величайшей империи разбазаривается, ничего не строится, народ нищает. Всё перечисленное ведёт к развалу страны в силу её беззащитности перед агрессивным Западом.
  2. Россию разворовывают все: от высших, до низших чиновников. Экономику делают закрытой и непрозрачной, чтобы творить свои тёмные делишки. Вместо того, чтобы слиться с миролюбивым Западом в экстазе, во всём противоречат, получая взамен санкции и ограничения. Ничего не строится, народ нищает, имперские амбиции зашкаливают.

Так говорят либералы.
[adsense2]
Налицо «высокая» экспертная аналитика, иногда, отдаю должное, крайне аргументированная, и выдающая на гора противоположные оценки одних и тех же явлений, но с одинаковым выводом. Оказывается, так может быть, что характеризует данное явление, как дымовую завесу, не способную разобраться в сложности ситуации, в которой находится Россия. Ситуации, в которой нет однозначно плохих и хороших решений, как нет хороших и плохих людей, принимающих решения. Круг замыкается, и в сухом остатке – оголённый нерв ощущения, что страна действительно стоит на пороге развала.

Не собираясь никого переубеждать, расскажу вкратце о том, как я вижу ситуацию с развитием России на конкретных примерах, и постараюсь без резких оценок, без шапкозакидательства и без пропагандистских штампов.

***

В 21-й век Россия вступила с практически полным отсутствием управления и разрушенной системой государственной безопасности. Страна, раздираемая 2-ой чеченской и парадом суверенитетов, действительно готовилась к реальному разделу не только своих природных запасов, но и территориально. Армия, как единый организм, фактически отсутствовала, промышленность разрушена. Работали лишь куски, попавшие в частные руки, однако практически без отдачи для бюджета. Недра в аналогичном состоянии: нефть качалась исправно, деньги в бюджет не поступали, размер ВВП рухнул до уровня немногим более $200 млрд. «Цивилизованный мир» потирал руки, беспокоясь лишь о должном контроле над российским ядерным арсеналом, являющимся фактически единственным фактором, сдерживающим от резких силовых движений в 90-е годы.

Дальнейшие события я бы, без излишней детализации, разделил на три этапа:

  1. Восстановление системы управления государством как в административной, так и в экономической сферах.
  2. Масштабные реформы всех силовых структур, от МВД до МО.
  3. Переход к переформатированию всей международной системы на рельсы многополярности.

Масштабность постановки задач с учётом стартовых позиций, а также уровень их исполнения (даже с учётом незавершённости) не могут не поражать. Можно сколько угодно муссировать и критиковать действия власти, но отказываться признавать достижения – не видеть очевидного:

— ВВП превысил (по разным оценкам) $3,5 трлн., то есть увеличился в долларах более чем в 17 раз без учёта курсовой разницы).

— российская армия по признанию различных зарубежных аналитических служб является, как минимум, второй по силе армией в мире, что не является признанным фактом разве что для ВСУ, присвоивших себе звание самой сильной армии Европы.

— мир фактически находится в процессе переформатирования в многополярную систему, в которой роль России неуклонно возрастает, превращая евразийское пространство в один из полюсов силы будущей мировой архитектуры.

Поскольку основной темой статьи являются именно внутрироссийские экономические процессы, на этом и сосредоточимся.

Не буду сильно касаться внешнего фона, обусловленного беспрецедентно нарастающим санкционным давлением. Подчеркну лишь одно: санкции – это, во-первых, данность, во-вторых, всерьёз и надолго. Не существует никакой вероятности не только их отмены, но даже и смягчения. Вернее так: 100%-я вероятность отмены санкций существует лишь в одном случае – в случае прекращения существования России, как суверенного субъекта международного права со всеми вытекающими последствиями, причём независимо от того, кто будет президентом, какую внешнюю политику будет проводить страна, вернёт или не вернёт Крым и т.д.

Перехожу к заявленным «новостям с полей».

Я уже достаточно давно, а именно – с 2013 года,  веду статистику открытия в России новых производств, а также реализации крупных экономических проектов. Согласно моим данным, подтверждённым конкретными списками новых производственных предприятий, в России каждые 1,3 – 1,5 дня открывается либо новый завод, либо цех, либо линия в самых различных отраслях. Ознакомиться со списками можно здесь. Также в России в настоящее время реализуются крупные производственные проекты, с которыми также можно ознакомиться здесь. Уверяю, там много интересного, познавательного, а для многих — неожиданного.

Полный перечень отраслей и направлений выглядит так:

— Символы России

— Космонавтика и ракетная техника

— Авиация

— Крупнейшие корабли и суда

— Морские порты

— Железные дороги

— Автомобильные дороги

— Линии метрополитена

— Крупнейшие мосты

— Крупнейшие тоннели

— Аэропорты и аэродромы

— Добыча негорючих полезных ископаемых

— Нефтяные и газовые месторождения

— Трубопроводы и хранилища

— Крупнейшие линии электропередач и подстанции

— Гидроэнергетика

— Атомная энергетика

— Тепловая энергетика

— Сельское хозяйство и пищевая промышленность

— Угледобывающие предприятия

— Промышленность строительных материалов

— Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

— Нефте- и газоперерабатывающая, нефте- и газохимическая промышленность

— Химическая промышленность

— Металлургия

— Машиностроение

— Фармацевтическая промышленность

— Лёгкая промышленность

— Гидротехнические сооружения

— Приборостроение, радиоэлектронная и оптическая промышленность

— Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные

торговые центры и их комплексы

— Связь, телекоммуникации и обработка данных

— Технопарки и особые экономические зоны

промышленно-производственного типа

— Наука и образование

— Экологические проекты

— Здравоохранение и социальная защита

— Спортивные и туристические объекты

— Коммунальное хозяйство

— Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Если исключить имиджевые акции, будет более 500-сот крупных проектов стоимостью многие триллионы рублей.

В этой связи предлагаю более подробно рассмотреть параметры изрядно подзабытого газотранспортного проекта «Сила Сибири».

Стартовые параметры:

Магистральный газопровод в Китай, строящийся с 1 сентября 2014 года, имеет следующие технические характеристики: протяжённость — около 4000 км; диаметр — 1420 мм; рабочее давление — 9,8 МПа (100 атм.); производительность — 61 млрд м³ газа в год.

Ввод в эксплуатацию первой части ГТС «Сила Сибири» — магистрального газопровода «Якутия — Хабаровск — Владивосток» — намечен на конец 2017 года. Около половины мощности пойдёт на газоснабжение потребителей внутри страны. Стоимость не сообщается. Газопровод будет обеспечивать поставки газа в рамках крупнейшего в истории газового контракта, заключённого между Россией и Китаем 21 мая 2014 года. Проект называется крупнейший в мире стройкой в области трубопроводного транспорта и оценивается в 770 млрд. рублей.

Если кто помнит, то на старте проекта на страницах СМИ было сломано много копий относительно цены сделки вплоть до безапелляционного вердикта: Россия проект либо не потянет, либо он будет безнадёжно убыточен. Кроме того, объявлялся традиционный приговор: проект есть лишь продолжение линии на углубление углеводородной зависимости страны.

А теперь посмотрим, что есть «Сила Сибири» на самом деле.

Основное отличие проекта в том, что в Китай поставляется лишь топливная составляющая природного газа — это принципиальное отличие от того газа, который поставлял СССР и поставляет Россия в Европу. Чтобы отделить топливную часть, на границе строится Амурский ГПЗ, предназначенный для извлечения из газа полимерных и иных ценных составляющих. Амурский ГПЗ станет крупнейшим в России и одним из самых больших в мире предприятий по переработке природного газа. Его проектная мощность составит 42 млрд м³ газа в год. В состав ГПЗ также войдет крупнейшее в мире производство гелия — до 60 млн м³ в год.

Амурский ГПЗ будет производить в год:

— около 2,4 млн. тн этилена с дальнейшей переработкой в полимерную продукцию;

— около 1 млн. тн пропана;

— около 500 тыс. тн бутана;

— около 200 тыс. тн пентан-гексановой фракции;

— до 60 млн м³ гелия. Гелий с Амурского ГПЗ на ближайшие 30 лет полностью покроет дефицит на мировом гелиевом рынке.

Это будет крупнейшее промышленное предприятие нефтехимического комплекса.

В отличии от Европейских контрактов, по которым переработку сырья производят сами европейцы, китайский контракт позволит резко развить нефтехимическую промышленность в России.

***

Добавлю: мне постоянно приходится пополнять список ранее неизвестными широкой общественности проектами. И, раз уж поводом для статьи стал авиасалон МАКС, не могу не отметить показ нового красавца – учебного реактивного самолёта СР-10, призванного окончательно заменить очень хорошие, но устаревшие чешские L-39 (было дело – летал) и слишком «крутые» для курсантов-первокурсников ЯК-130.

 

Сюда же добавляю проект по глубокой модернизации замечательного лайнера Ил-96, первый прототип которого Ил-96-400М, вместимостью 390 пассажиров, поднимется в воздух в 2019 году. Серийное производство Ил-96-400М развернут на площадке Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).

Завершаю статью словами, сказанными в знаменитом выступлении по радио 1 октября 1939 года стариной Черчиллем, по совместительству – злейшим другом России:

«Я не могу рассказать вам о том, что будет делать Россия. Плотный покров скрывает всё, происходящее в этой стране; но в этом и ключ к происходящему. Этот ключевой момент — интересы Российского государства».

Александр Дубровский

alex-o-mire.blogspot.ru

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Подпишитесь на наши группы в социальных сетях!

Вам также может понравится