Рабочие места будущего

Рабочие места будущего

Достижения прогресса уже нередко становились бедствием для простых людей. Новые технологии снижают потребность в низкоквалифицированном труде, в результате чего занятость и зарплата рабочих падает. Этот эффект давно известен из учебников истории, повествующих о луддитах, которые крушили производственное оборудование как причину технологической безработицы. Информационные технологии нашего времени сделали ненужными многие рутинные работы. И их дальнейший прогресс будет оставлять без работы представителей других профессий по мере автоматизации их труда.

Однако, не все работники низкой квалификации проигрывают от появления новых технологий. Если человек не держится за привычную работу мертвой хваткой и готов что-то менять в своей жизни, то достижения прогресса он может даже обратить себе на пользу. Это убедительно показывают Д. Отор и Д. Дорн в статье, опубликованной в American Economic Review.

Они исследовали влияние прогресса в 1980-2005 гг. на занятость и заработки низко- и высококвалифицированных работников. Это разграничение обычно для простоты основывают на том, имеет ли человек высшее образование. В других случаях используется более мелкая градация квалификации на основе средней зарплаты по профессиям за какой-то базовый год, в данном случае за 1980 г.

Вполне ожидаемо, что за этот период выросли доля занятости и реальная зарплата у работников высокой квалификации, а среди профессий чуть ниже средней квалификации наблюдалось падение доли занятости и самые низкие темпы роста реальной зарплаты. Однако обнаружилось интересное исключение. За тот же период времени занятость среди работников с самой низкой квалификацией выросла почти так же, как и среди профессией высокой квалификации, чему соответствовал также и значительный рост реальной зарплаты. Таким образом, изменение структуры занятости и реальной зарплаты в США за этот период имеет U-образную форму: рост занятости работников низкой и высокой квалификации за счет просадки середины. Подобное наблюдается и в других развитых странах, в частности в ЕС.

Чтобы объяснить такие структурные изменения, нужно присмотреться к конкретным профессиям, представители которых выиграли за этот период. Таковыми оказались профессии сферы обслуживания, например, работники общепита и индустрии развлечений, охранники, швейцары, садовники, уборщики, сиделки с больными, няни, парикмахеры и прочие сотрудники салонов красоты. Одновременно менее актуальными стали профессии слесарей, сборщиков или операторов техники на транспорте, в строительстве, промышленности и сельском хозяйстве.

Такое различие в эффекте новых технологий в отношении профессий в сфере производства и обслуживания авторы объясняют сочетанием двух факторов. Первый из них связан с потребительскими предпочтениями. Люди хотят разнообразия, и по мере роста доходов они переключают спрос с товаров широкого потребления на более специфичную продукцию. Второй фактор связан с тем, что основной эффект прогресса последних лет связан с автоматизацией и, соответственно, удешевлением рутинной работы. В то же время, прогресс практически не повлиял на эффективность работы в сфере обслуживания, поскольку ее гораздо труднее автоматизировать.

Механизм, лежащий в основе изменения структуры занятости, выглядит следующим образом. Новые технологии снижают издержки в массовом производстве. Это создает два эффекта: повышаются доходы тех, кто причастен к реализации новых технологий, и уменьшается использование и вознаграждение рутинного труда. Те, кто получил выигрыш от этих изменений, свой дополнительный доход тратит на удовлетворение своей потребности в разнообразии. Это вызывает увеличение спроса на услуги сферы обслуживания. Поскольку работа здесь не автоматизирована, дополнительный спрос на услуги можно удовлетворить только за счет увеличения занятости. Это и происходит, когда работники из сферы производства переходят в сферу обслуживания. Однако не все могут приспособиться к новым условиям и сменить профессию. Поэтому рост занятости в сфере обслуживания лишь частично удовлетворяет повышенный спрос, в остальном же рынок реагирует повышением вознаграждения.

Отсюда можно извлечь важный урок относительно профессий, которые будут востребованы в будущем. С одной стороны, это профессии, связанные с изобретением и внедрением новых технологий. С другой стороны, это целый ряд традиционных профессий. Интересно то, что у тех и других имеется одно общее свойство, состоящее в том, что до них новым технологиям нелегко дотянуться. Едва ли можно эффективно автоматизировать творческий труд изобретателя, инженера или предпринимателя. В то же время, автоматизация в простых традиционных профессиях сферы обслуживания также пока не обещает значительной выгоды, поскольку спрос на эти услуги определяется уникальностью услуг и исполнителей, включая их человеческие качества.

Александр Скоробогатов finfront.ru