Огород в шкафу

В 2015 году трое друзей и бизнес-партнеров Александр Курако, Алексей Баранов и Вадим Денисов искали интересное направление для инвестиций. Прежде они занимались логистикой, маркетингом, брендингом, финансами… но новую бизнес-идею выбрали на стыке агропроизводства и цифровых технологий. Проект Fibonacci – это производство домашних агроферм с беспочвенной технологией выращивания ягод, овощей и трав, с удаленной системой контроля и практически безграничными возможностями масштабирования. Основатели стартапа уже вложили в его развитие $3 млн и полагают, что продукт будет востребован как в b2b, так и в b2c-сегменте, и не только в России.

Грядка на кухне

Директор по развитию Fibonacci Алексей Баранов рассказывает, что два года назад они с партнерами активно искали сферу применения своих бизнес-навыков и капиталов. При этом они не просто генерировали идеи, а старались найти возможность «ужать» какую-то успешную промышленную технологию до масштабов дома или квартиры. Так возник проект «одомашнивания» промышленной фермы с беспочвенными технологиями.

«Очень много агропродукции, которую потребляют в развитых странах, выращено беспочвенным способом на круглогодичных фермах, – говорит Баранов. – В Австралии это 95% рынка, в Израиле 85%, в Канаде – более половины».

Это сложные и дорогостоящие проекты, требующие оборудования для оборота воды, питательного субстрата, световых установок, специально подготовленной сервисной команды… После нескольких поездок на заграничные агропредприятия и родилось решение по созданию технологии выращивания дома ягод, овощей и зелени. Стартовая команда из десяти человек потратила на разработку всех составляющих оборудования два года и $3 млн. На выходе получилось 76 методик по выращиванию растений, логистике, закупке материалов, несколько патентов и небольшой завод в Подмосковье.

Стартаперы говорят, что придумали новый вид бытовой техники. Действительно, мини-фермы похожи на холодильники или кухонные шкафы с прозрачными дверцами, за которыми видно, как растут помидоры черри или салат. Всего сейчас к высадке в шкафы приспособлены 30 видов растений, в основном салат и пряные травы, помидоры черри и несколько сортов клубники.

«В домашней ферме повторяются все природные циклы: смена дня и ночи, перепады температуры. Для каждой культуры создаются свои агрономические условия: влажность, питательный раствор, температурный режим. Кроме того, мы разработали собственную фитосветовую установку, которая моделирует комбинацию лучей двух спектров солнечного света, исходящих из светодиодов тонким направленным потоком», – уточняет Баранов.

Погоду в шкафу обеспечивает специально разработанный модуль, чью работу, а также процесс созревания урожая, контролируют удаленно с помощью технологий интернета вещей в специальном сервисном центре.

Специалист Fibonacci выезжает на место, если поступила информация об изменении параметров системы или пришло время менять посадочный материал, который доставляют его из Италии.

«Можно выращивать и российские семена, но стабильности отечественным поставщикам не хватает, а Италия – признанный лидер в растениеводстве», – отмечает Баранов.

По его словам, клиенту привозят подготовленные, подросшие растения, чтобы не пришлось долго ждать урожая. Сразу после окончания плодоношения или срезки растение заменяется на новое; таким образом можно собрать за год шесть урожаев клубники и 12 урожаев салата. Клубника – самый сложный продукт, так как начинает плодоносить только на третий год. Для современного нетерпеливого потребителя это очень долгий срок, поэтому из Италии привозят погруженное в условия искусственной зимы двухлетнее растение. Оно хранится охлажденным, пока для него не освободится посадочное место в каком-либо агрошкафу.

Брезгливость – двигатель продаж

Хозяину отводится несколько пассивная роль, потому что грубое вмешательство в «климатические процессы» чревато потерей урожая. Его участие сводится к проверке состояния фермы на экране планшета, на котором установлено специальное программное обеспечение. Это как игра в мобильную «Ферму», только когда приходит сигнал о том, что урожай созрел и пора его собирать, владелец фермы открывает дверцу шкафа и собирает реальные ягоды или помидоры.

«iPhone тоже дает пользователю только относительную свободу, вы вынуждены действовать в рамках жестких алгоритмов», – парирует Баранов замечание о том, что владельцу фермы могут не понравиться такие ограничения.

Владение домашней агрофермой – удовольствие не из дешевых.

«Это – премиальный продукт: купить оборудование стоимостью 250 тысяч рублей может себе позволить примерно 1% населения России», – рассуждает Баранов.

Продажей домашней фермы бизнес не заканчивается – важным остается ее постоянное сервисное обслуживание.

Разрабатывая маркетинговую стратегию, в Fibonacci выявили основные качества продукта: натуральность выращенных плодов, их вкус и свежесть, круглогодичность сбора урожая, а вот на четвертом месте оказался неожиданный аспект – богатые люди требовательны к жизни, и им важно, что это растение выросло на их глазах и плоды до них никто не трогал. Как отмечает Баранов, «момент брезгливости оказался неожиданно силен».

В конце марта компания начала первые единичные продажи домашних агроферм, одновременно с этим ведется поиск дилеров и дистрибуторов.
[adsense1]
«Мы хотим сосредоточить все усилия только на производстве, а продают пусть специально заточенные под это команды, – подчеркивает Баранов. – Построение сбытовой сети – процесс небыстрый, и может занять около полугода».

В двух столицах сервисное обслуживание оставляют за собой, в регионах этим будут заниматься дистрибуторы по примеру автопродавцов.

«Сейчас определенно есть некий тренд на выращивание своих фруктов, овощей, ягод и зелени, однако проекту это не сильно поможет. Стоимость слишком высока для того, чтобы он стал интересен широкому потребителю, а те, кто может себе позволить домашнюю агроферму, в основном не заинтересованы в подобного рода вещах. То есть определенный интерес, конечно, будет, однако недолгое время и вызванный новизной изобретения. Для домашнего использования приобретать ее будут единицы. Поэтому в долгосрочной перспективе ожидать большого спроса на продукт не стоит», – уверен управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков.

В домашнем использовании ферма будет в основном дорогой игрушкой, согласно большинство экспертов, опрошенных «Инвест-Форсайтом». Однако и у технологичных «игрушек» есть приличный рынок. Принцип «сделай сам» становится все более востребованным в мире сельхозпроизводства. Стартапу из Эстонии Click & Grow в 2013 году перечислили деньги более 10 тысяч жертвователей – он собрал $625 тысяч при заявленных целях в $75 тысяч. Основатель проекта Маттиас Лепп начал эксперименты с выращиванием растений по беспочвенной технологии NASA в середине 2000-х, а в 2009 году они выросли в перспективный бизнес-проект.

Лепп и его команда характеризуют своего потребителя так: «Мы создали умный сад для занятых городских людей, которые любят готовить. Для тех, у кого нет собственного сада (только между нами, мы завидуем людям с садами). Для тех, кто много путешествует. И для людей, которые в прошлом уже “убили” одно-два растения, забывая их поливать, и для продвинутых, заинтересованных в хай-тек штуках».

«Умные горшки» Click & Grow за счет особого состава грунта, подсветки и самополива обеспечивают рост выбранного растения, семена которого доставляются вместе с капсулой питательных веществ. В настольном «умном садике» выращиваются три растения. Согласно данным на официальном сайте компании, на сегодняшний день продано около 350 000 «садиков». Причем на старте продаж около половины заказов приходилось на Россию. Сейчас компания предлагает вертикальные фермы – стеклянный шкаф, в котором растения располагаются на нескольких полках. Цена решения – $1299.

В расчете на любителей клубники

Запуская проект b2c, основатели Fibonacci разработали авторское решение на основе модулей, и оказалось, что масштабировать его очень легко и делать это можно практически безгранично. Так в перечне продуктов компании появились вертикальные фермы любого размера, которые можно собрать за небольшой срок на любом складе и независимо от погоды выращивать клубнику хоть на крайнем севере. Три недели назад стали выходить с предложением в регионы и, по словам представителей компании, встретили гигантский интерес к проекту как со стороны частного бизнеса, так и со стороны местных чиновников. Причина в том, что при недостатке почв или сезонности беспочвенный метод дает возможность выращивать урожаи несколько раз за год. Фактически это фабрика с заданным результатом, при этом обслуживается она всего пятью работниками без специальной квалификации, деятельность которых так же будет контролировать компьютер.

«Если региону нужно 15 тонн клубники в месяц, мы просто формируем 800 модульных секций, в любом складе А или B класса их монтируем, и регион полностью закрывает вопрос по поставкам клубники», – говорит Алексей Баранов.

Клубника для промышленного масштабирования выбрана неслучайно: себестоимость ягоды около 170 рублей за килограмм, но она премиальный, а значит высокомаржинальный, продукт. В Fibonacci оценивают сроки окупаемости вертикальной фермы в 3-5 лет.

В России уже реализуются крупные тепличные проекты по беспочвенному выращиванию овощей. В 2016 году в Хабаровске ООО «Аграрные технологии будущего» в технологическом партнерстве с японской компанией Mirai Industry Co – одним их мировых лидеров строительства вертикальных теплиц для выращивания овощей безгрунтовым способом – запустили в эксплуатацию фабрику по выращиванию салатных и зеленных культур гидропонным способом. Инвестиции в проект, по информации ТАСС, составили около $80 млн.

На вопрос, пытается ли проект Fibonacci стать частью какой-либо госпрограммы в рамках курса продуктовой безопасности, Алексей Баранов отвечает, что активных действий в этом направлении не предпринимают, но хотели бы выйти на крупный агрохолдинг или заключить соглашение с региональными властями.

Какое направление в компании считают более перспективным?

«Мы внутри много спорим про доли. В b2c-сегменте никто не делал до нас ничего похожего. С одной стороны, это гигантский плюс, потому что конкуренция нулевая, с другой стороны – самим придется формировать рынок, а это длительная и кропотливая история, – рассуждает Баранов. – В сегменте b2b все проще и понятнее. Есть конкуренты – поставщики из Германии, из Израиля. Но их ферму вы будете делать полтора года, потому что надо сначала найти землю, произвести климатические наблюдения и расчеты. Наше решение монтируется за два месяца и за две недели убирается».

Кроме того, проект может быть востребован еще в нескольких нишах. Как интерьерным решением и поставщиком свежей зелени и овощей Fibonacci заинтересовались рестораны – два ресторанных холдинга готовы тестировать ферму. Как концепт пока рассматривается идея «зеленого супермаркета». Год назад в немецких гипермаркетах Metro Cash and Carry были смонтированы парники, куда покупатель заходит, выбирает свежую продукцию и сам срезает. Это отдел магазина и вместе с тем витрина компании INFARM, которая проводит тестовое использование вертикальных беспочвенных ферм в магазинах и ресторанах. Вертикальные фермы по их проекту сделаны в офисах Airbnb и Mercedes Benz.

К осени стартап Fibonacci планируют вывести на окупаемость. План продаж на 2017 год – 6000 домашних агроферм при мощности производственной площадки 1000 ферм в месяц. Основатели проекта рассчитывают за два года развиться в хорошие продажи по двум сегментам и через год выходить на рынки Европы и Ближнего Востока с b2b и b2c-техникой. По прогнозам исследователей агрорынка, сегмент вертикального сельского хозяйства к 2022 году вырастет до $6,31 млрд.

Анна Орешкина

www.if24.ru

Вам также может понравится