Россия зажала Европу в газовые клещи

Россия зажала Европу в газовые клещи

У государств, где русофобия является едва ли не национальной идеей, есть одна отличительная особенность: желание насолить России у них, как правило, пересиливает любые возможные выгоды. В очередной раз это продемонстрировала Латвия, отказавшись от сотрудничества по строительству «Северного потока -2». При этом доходы экономики Латвии от участия в проекте ожидались в размере 25 млн евро.

От гордого прибалтийского «тигра» требовалось только согласие на хранение труб в порту Вентспилса, необходимых для строительства газопровода. Более того, инвесторы собирались вложить в развитие инфраструктуры 14 млн евро, для того, чтобы порт мог справляться с хранением необходимых объемов.

Понятно, что строительство «Северного потока-2» произойдет и без участия латвийской стороны, зато бизнесу Латвии придется в очередной раз поблагодарить своих политиков за упущенную выгоду.

Политика против экономики

Создание политических сложностей при реализации российских экономических проектов — привычное дело для некоторых наших западных «партнеров». Наиболее яркие примеры политического вмешательства как раз прослеживаются в энергетических российско-европейских проектах.

Например, одно время в преддверии нового года газовым шантажом увлекалась Украина. В Македонии (стране — потенциальном транзитере российского газа) в подходящий момент совершенно «случайным образом» начиналисьнародные волнения.

Однако, пожалуй, одним из самых ярких примеров вмешательства наших закадычных «партнеров» в последние годы был визит аж трех американских сенаторов в Болгарию, после которого страна внезапно охладела к выгодному для нее «Южному потоку».

Интерес заокеанских стратегов к Украине также частично обусловлен ее ролью транзитера российского газа в Европу. Именно поэтому столько средств и сил вкладывалось в действо под названием Евромайдан.

Разумеется, это не единственная, и, пожалуй, далеко на самая главная цель, которую определенные силы преследовали, поддерживая государственный переворот в Киеве. Но все же создание между Россией и Евросоюзом буфера в виде постмайданной Украины, осложняющей наши деловые (в том числе и газовые) отношения с Европой, стало неплохим бонусом для «партнеров».

Впрочем, зависеть от прихотей Киева уже приходится не так сильно, как некоторое время назад. Газопровод «Северный поток», проложенный по дну Балтийского моря, был построен как раз для того, чтобы снизить риски от возможных выходок украинских властей.

К 2019 году фактор Украины в газовых отношениях между Россией и Европейским Союзом перестанет быть сколь-либо значимым.

Именно в 2019-м ожидается постройка газопровода «Северный поток-2», который позволит поставлять газ из России в Германию, минуя всех ненадежных транзитеров.

Примерно в это же время планируется построить «Турецкий поток», который доставит российский газ не только Турции, но и юго-восточным, а также южным странам Европейского Союза.

Кстати, по поводу будущего Украины, в газовом сотрудничестве между Россией и ЕС гендиректор ООО «Газпром экспорт» Александр Медведев заявил недвусмысленно, что после окончания контракта на транзит газа (конец 2019 года) продлеваться с Украиной он не будет ни при каких обстоятельствах.

Учитывая стремление наших заокеанских недоброжелателей всеми силами помешать экономическому сближению России и ЕС, было бы несколько наивным считать, что оба эти проекта («СП-2» и «Турецкий поток») будут реализованы без шероховатостей.
Ярыми противниками «Северного потока-2» внезапно начали проявлять себя некоторые страны Евросоюза — Польша, Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Словакия, Румыния. Дания, готова даже поменять собственное законодательство, лишь бы помешать строительству газопровода.

Можно, конечно, предположить, что все эти страны не хотят остаться без транзитных доходов или будут находиться под риском газового шантажа. Однако, чтобы понять, что дело вряд ли заключается в собственной выгоде, достаточно вспомнить пример Болгарии.

Газовая диверсификация

Однако похоже, что «Северный поток-2» вышел в ту стадию, когда его реализацию можно только замедлить, но не остановить. В конце марта Еврокомиссия заявила, что третий энергопакет, являвшийся камнем преткновения для реализации проекта, к «Северному Потоку-2» применить невозможно.

В первой половине апреля глава нефтегазовой компании Wintershall Марио Мерен отметил, что Польша так и не сумела сорвать появление «Северного потока-2». И буквально на днях пять европейских компаний (Engie, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall) и дочернее предприятие «Газпрома» подписали соглашение о финансировании СП-2. Таким образом, можно осторожно предположить, что серьезно помешать появлению «Северного потока-2» вряд ли у кого-то теперь получится.

Что касается «Турецкого потока», то и здесь преодолены основные сложности российско-турецких отношений последнего времени. В октябре 2016 года было подписано межправительственное соглашение о старте реализации «Турецкого потока».

Соглашение о строительстве газопровода турецкий парламент ратифицировал в декабре 2016 года, а наша Госдума — в январе 2017-го. Конечно, и в случае с «Турецким потоком» могут подстерегать неприятные неожиданности. Отношения наших стран в настоящее время переживают не самые лучшие времена — разногласия по сирийскому и крымскому вопросам периодически дают о себе знать.

Кроме того, турецкого президента Реджепа Эрдогана сложно назвать надежным партнером: он не раз доказывал свою ненадежность противоречивыми поступками.

Газовые «клещи»

Однако стоит понимать, что в ближайшее время использовать на всю мощность оба газопровода (СП-2 и «Турецкий поток») не планируется. Наличие двух газопроводов в обход ненадежных транзитеров позволяют минимизировать риски шантажа и различных препятствий политического характера.

Реализацией сразу двух проектов Россия осложняет задачу нашим американским «партнерам», которые мечтали бы сами поставлять в Европу сжиженный газ или, на худой конец, доверить газификацию Европы Катару.

При этом не нужно забывать, что европейское направление для российского газа не является единственным. В 2017 году ожидается введение в строй газопровода «Сила Сибири», поставки в Китай с его помощью планируется начать уже в 2019 году.

Геополитическим противникам теперь придется смириться с тем, что вытеснить Россию с газового рынка не только Евросоюза, но и всего мира не получится. А политикам из государств, лишающихся доходов от транзита, предстоит считать экономические потери и осознавать, что русофобия — дело совсем не прибыльное.

Марат Рамазанов

pfact.ru