Радикалы на Украине подчиняются местным олигархическим кланам

Радикалы на Украине подчиняются местным олигархическим кланам

О радикальных украинских партиях и людях, которые за ними стоят, рассказал политолог Олег Онопоко.

— Российские СМИ часто пишут о деятельности радикалов на Украине. Насколько они сейчас сильны? Чего добиваются, кому подчиняются?

— Я бы не сказал, что именно сейчас происходит какая-то чрезмерная активизация. Но в принципе в последнее время на Украине существует большое количество праворадикальных политических партий. Одни из них, к примеру «Свобода» и т.п., зарегистрированы и действуют на основании украинских законов, другие ведут свою деятельность однозначно вне закона, без надзора со стороны органов юрисдикции и правопорядка.

Все они, как правило, подчиняются местным олигархическим кланам и зависят от их воли. Прежде всего, речь идет о кланах в Днепропетровской, Киевской и Одесской области. Наиболее сильные организации — это запрещенные в России «Правый сектор»* и Всеукраинское объединение «Свобода»* Олега Тягнибока.

Всеукраинское объединение «Свобода»* и другие организации, которые в марте подписали так называемый Национальный манифест, преследуют сейчас цель максимально дестабилизировать политическую обстановку на Украине в целом и в конкретных мажоритарных округах.

В данный момент на Украине очень актуальна проблема проведения досрочных парламентских выборов, поскольку нынешний кабинет министров во главе с Гройсманом не обладает достаточным уровнем легитимности для проведения запланированных и обещанных Европейскому Союзу и Международному валютному фонду реформ.

Соответственно, дестабилизация обстановки позволит правым радикалам установить политический контроль над конкретными округами, в частности на Днепропетровщине, на Западной Украине и в Одесской области, после чего они пройдут в парламент и вынудят, независимо от того, кто будет формировать правящую коалицию, договариваться с ними персонально, то есть с конкретными депутатами, избранными по мажоритарной системе. Такова сейчас общая цель всех праворадикальных сил, которые постепенно объединяются под эгидой этого Национального манифеста.

— Кто именно за ними стоит?

— На этот вопрос могут быть очень интересные ответы. Считается, что все национальные радикальные силы Украины финансируются теми или иными кланами и олигархическими группировками. То есть известно, что, например, такие структуры, как «добровольческие батальоны», финансировались олигархом Игорем Коломойским. Но в данный момент стабильных источников финансирования ни у кого из радикальных украинских организаций нет. Они пользуются ситуативными источниками, привлекая украинских бизнесменов, а также используя пожертвования от полукриминальных структур.

— Недавно было сообщение о том, что Савченко открыла свою партию. Насколько она сильна в этой политической игре?

— Настолько, что даже в рейтингах основных политических структур она не упоминается как политик и не рассматривается как серьезный игрок.

— А каковы позиции Юлии Тимошенко?

— У партии «Батькивщина» сейчас наибольший рейтинг на Украине, она занимает первое место, далее следует блок Порошенко и сам украинский президент, насчет 3-го места существуют различные вариации, к примеру, это Григорович и Войко, затем представители оппозиционного блока и 4–5-е места стабильно занимает радикальная партия Олега Ляшко.

— Существует точка зрения, что МВФ дает кредиты Украине взамен на поблажки в законодательстве, которые касаются вырубки карпатского леса и свободной продажи земли? Это так?

— Сейчас основные претензии и требования Международного валютного фонда и европейских партнеров к Украине касаются, во-первых, преодоления ситуации с коррупцией, а во-вторых, формирования прозрачной, так называемой транспарентной экономической модели. И пока европейские партнеры не будут понимать, что происходит в сфере государственных финансов Украины и в государственном секторе экономики, что делает Национальный банк, никаких долгосрочных контрактов не будет. Поэтому, прежде всего, МВФ и европейские спонсоры пытаются добиться от Украины прозрачности. Они не дадут ничего, не видя, как эти средства

— Касательно рынка земли — насколько серьезна угроза завладения украинскими землями транснациональными корпорациями, которые производят ГМО-продукцию?

— Такая угроза существует, как и в любом другом государстве, где земля находится в свободной купле-продаже. На Украине долгое время существовал мораторий на куплю-продажу земли. Сейчас вокруг него происходят интересные спекуляции.

Скорее всего, иностранные корпорации действительно получат полный и неограниченный доступ к закупке земельных ресурсов на Украине. Тем не менее существует большое количество внутриукраинских политических сил и финансово-промышленных олигархических групп, которые будут всячески этому противодействовать.

В том числе, это касается крупных агрохолдингов, которые действуют на юго-восточной Украине, в первую очередь турецких. Они будут заинтересованы в таком развитии событий, поскольку освоили украинский земельный рынок давно и активно пользуются его ресурсами.


*Террористическая организация, запрещенная на территории России

Олег Онопко

pfact.ru