Зачем Фэллон заговорил о превентивном ударе?

Зачем Фэллон заговорил о превентивном ударе?

На днях британский министр обороны Майкл Фэллон заявил, что Британия оставляет за собой право на превентивный ядерный удар в «исключительных обстоятельствах». А что это за обстоятельства — пояснять отказался, сказав, что такая секретность создаст неуверенность у любого потенциального противника.

В декабре 2016 года из-за медийной утки о ядерном потенциале страны и о возможности применения ядерного оружия говорил и министр обороны Пакистана Хаваджа Мухаммад Асиф. При этом о наличии ядерного вооружения он напомнил персонально властям Израиля.

В феврале этого года США провели масштабные и, к счастью, неудачные учения «первого ядерного удара», подразумевая в качестве главной цели нашу страну. В ходе учений оказалось, что США не сможет безответно накрыть Россию ядерной бомбардировкой и ответный удар будет произведен.

В общем, в итоге уничтожены будут все. И, как это ни парадоксально звучит, такой результат американских учений успокаивает. Ведь даже широким массам о ядерном оружии известно самое главное — при его применении всем конец.

Однако история ядерного противостояния заслуживает более подробного рассмотрения.

Первые радиоактивные шаги

Историю развития концепции ядерных технологий вообще и ядерного оружия в частности можно начать с конца XIX века, когда Антуан Анри Беккерель открыл радиоактивность урана, Пьер и Мария Кюри открыли полоний и радий, а Резерфорд обнаружил и зафиксировал альфа- и бета-излучение.

Активные и систематические исследования в направлении ядерных технологий в итоге начались после Первой мировой войны. И лидирующие позиции здесь занимала Европа. К тридцатым активные разработки в сфере ядерных технологий вели Германия, Британия и СССР.

Патент на конструкцию ядерного реактора в 1934-м году первым оформил венгерский физик Лео Силард, который начал свою карьеру в Германии, а закончил в США. Немецкие же ученые Отто Ган, Фриц Штрассман и Лиза Мейтнер стали родоначальниками ядерного оружия, когда в 1938 году открыли расщепление ядра урана при поглощении им нейтронов.

В СССР ядерными технологиями начали заниматься еще в 20-х, на базе первого Ленинградского Физтеха, Радиевого института, Харьковского Физтеха и Института химической физики в Москве. Но это были теоретические мирные исследования.

Несмотря на Вторую мировую войну, исследования в области и ядерных технологий вообще, и ядерного оружия в частности продолжались. Руководство тогдашних передовых государств осознавало потенциал этих исследований. И даже в годы Великой Отечественной Войны, несмотря на потери и напряжение всех сил, в СССР ядерные исследования не прекращались.

По большому счету, уже на момент вступления США в войну было понятно, что после победы над Германией большое противостояние государств не закончится.

Начало исследований ядерного оружия в США началось с «Письма Эйнштейна», адресованного Рузвельту. В тот момент Штаты официально занимали позицию нейтралитета в войне, но сообщение о том, что в Германии ведутся разработки небывалого по мощности оружия, инициировали в октябре 1939-го создание Уранового комитета Бриггса, в официальные задачи которого входил не только поиск залежей урана, но и создание урановых атомных бомб.

Проект «Манхэттен»

В 1943-м году на базе Уранового комитета был запущен «Манхэттенский проект», в котором помимо американцев принимали участие ученые из Великобритании и Канады. Что характерно, американцы воспользовались услугами британских ученых, но не поделились результатами, и в итоге свое ядерное оружие у британцев появилось только в начале 50-х годов, а первое ядерное испытание состоялось в октябре 1952 года.

Проект, возглавляемый физиком Робертом Оппенгеймером и генералом Лесли Гровсом, был назван так, поскольку базировался на территории новообразованного для особой секретности Манхэттенского военно-инженерного округа, а сами лаборатории располагались в здании Манхэттенской колонии для несовершеннолетних. Помимо собственно научной деятельности, «Проект Манхэттен» предполагал и активную разведывательную деятельность, а также охоту за головами германских ученых, занимающихся ядерной проблематикой. С этой целью в 1942–1945 годах были инициированы шпионские миссии «Алсос» и «Алсос-2». В итоге к концу войны у американцев были все необходимые данные по германской ядерной программе, включавшие в себя и списки ученых, занятых в ней.

Что характерно, в США практически сразу же стали отодвигать от ядерных разработок всех потенциальных конкурентов, особенно СССР.

В 1945 году, когда у Штатов уже было свое ядерное оружие, американские спецслужбы организовали серию операций по вывозу и уничтожению всей немецкой документации о ядерных разработках, вербовке оставшихся специалистов и вывозу уранового сырья с территории Германии.
Советский Союз не удивишь

Такие действия вселили уверенность в американские политические элиты, что атомной бомбы у Советского Союза не будет, как минимум, до начала пятидесятых, а то и до шестидесятых годов. Гэрри Трумэн на конференции в Потсдаме, в том числе, заявил Сталину, что теперь у Штатов есть оружие необыкновенной разрушительной силы. Сталин, однако, просто улыбнулся и даже не стал спрашивать о подробностях. Отчасти потому, что все подробности ему были известны.

6 и 9 августа 1945 года Трумэн отдал приказ о бомбардировке японских Хиросимы и Нагасаки. Собственно, США являются единственным государством, которое испытало ядерное оружие в рамках боевых действий, да еще и на гражданском населении. Эта демонстрация силы должна была напугать и «советских союзников» небывалой, недостижимой мощью ядерного оружия.

Однако, несмотря на все усилия США по обеспечению тотальной секретности проекта «Манхэттен», нашей разведке уже с 1941 года было известно о ведущихся в США исследованиях ядерного оружия. Курировал эту работу полковник, начальник отдела научно-технической разведки НКВД Николай Квасников.

Ядерная монополия США

Непосредственную работу не только по сбору информации, но и по внедрению агентов-ученых в «Манхэттенский проект» осуществляли советские разведчики Василий и Елизавета Зарубины. Усилиями Елизаветы Зарубиной в работу «Манхэттенского проекта» удалось внедрить Мортона Собелла, Теодора Холла, Дэвида Грингласса, Бруно Понтекорво, Теодра Фукса и многих других физиков-ядерщиков, которые сочувствовали и «левой идеологии», и СССР.

Так или иначе, ядерное оружие в СССР появилось в 1949 году, а его наличие официально было признано Климом Ворошиловым в 1950-м. Ядерная монополия США просуществовала относительно недолго. Но с тех пор гонка ядерных вооружений перешла в практически неконтролируемую фазу.

Важно при этом понимать, что в этой гонке Советский Союз всегда выступал как обороняющаяся сторона. В наших ядерных доктринах нет концепции «превентивного удара». В отличие от Британии и, естественно, Соединенных Штатов Америки. Концепция превентивного удара предполагает внезапное нападение на потенциального агрессора и его не менее внезапное уничтожение еще до того, как противник опомнится и сможет дать команду на ведение ответного огня.

Этот барьер ядерного паритета американцы, к счастью, преодолеть не могут с советской поры. Более того, испытания термоядерной «Царь-бомбы» в 1961 году, самого мощного в мире оружия такого рода, весьма остудили американский наступательный пыл.

Планы уничтожения Советского Союза

Что же до планов превентивного удара по нашей стране, то американцы строили их практически сразу с самого окончания войны. Несколько лет назад был рассекречен и опубликован план «Дропшот» 1949 года, который предполагал, помимо прочего, многочисленные ядерные удары по военным, правительственным и промышленным объектам.

При этом допускались многомилионные жертвы среди мирного населения. А до этого были нереализованные планы «Totality» 1945 года и «Флитвуд» 1948-го — и тоже с нанесением ядерных ударов по нашей стране.

Реальные угрозы ядерной войны в конфронтации СССР и США возникали неоднократно. Большинство сразу же вспоминает Хрущёва и Карибский кризис, но такое противостояние имело место быть еще в сталинские времена.

В 1951 году в рамках конфронтации с Тито Сталин был готов ввести войска в Югославию, а Вашингтон был готов начать ядерную войну. Попытки «ядерного давления» на СССР осуществлялись со стороны Вашингтона с завидным постоянством и вплоть до достижения ядерного паритета имели определенную силу.

В США до сих пор периодически продолжает подниматься тема превентивного удара. Однако она используется теперь в сугубо популистских целях.

Например, в 2009 году Барак Обама заявлял о том, что видит «мир без ядерного оружия». Однако говорить о том, чтобы изменить ядерную доктрину страны он начал в 2016 году, перед самым уходом. Что интересно, эту новость западные СМИ, а в частности “Times”, восприняли крайне негативно: «враги расслабятся». Впрочем, превентивный удар все равно так и не был исключен из американской ядерной доктрины.

Дональд Трамп также заявлял, что если и случится ситуация ядерного противостояния, то он «будет последним», кто отдаст приказ об использовании атомного оружия. Но никаких изменений в ядерной доктрине США не предвидится в принципе. То есть, это снова публичный и ни к чему не обязывающий пацифизм.

Более того, за последние годы продвижение НАТО на Восток и наращивание количества ракетных баз США вынудили Россию в ответ наращивать свой ядерный потенциал для создания ядерного щита, благодаря которому война как раз и не начнется.

Александр Чаусов

pfact.ru