Дальнее патрулирование российских «стратегов»

Дальнее патрулирование российских «стратегов»

Генералы из Пентагона немедленно выразили свою озабоченность слишком быстрыми темпами роста активности российской дальней авиации, якобы совсем неадекватными угрозе международной безопасности. По этому поводу ВВС США подняли на перехват пару истребителей F-22 и самолет дальнего радиолокационного обнаружения Boeing E-3.

Впрочем, их президент обеспокоенности происходящим не разделил, выразившись в том ключе, что все патрулируют, и американцы тоже патрулируют, так почему бы этого не делать русским? Летали они вежливо, границ суверенного воздушного пространства Америки не нарушали, от того никакой угрозы Трамп в их полете не видит.

На фоне многочисленных разговоров вокруг инцидентов с Сирией и Северной Кореей, а также заявлений генералов о росте риска начала Третьей мировой, происходящее выглядит опасной партией в геополитические шахматы. По крайней мере, так его преподносят США и, надо сказать, это близко к истине. Разве что смысл наших в ней ходов прямо противоположный.

Русские вернулись

Хотя в последнее время очень модно говорить о росте угрозы глобальной ядерной войны и, буквально, в каждом шаге видеть зловещие знаки, на деле в активности российской дальней авиации нет совершенно ничего необычного.

К примеру, во времена СССР, только с 1985 по 1987 годы советские стратегические бомбардировщики совершили 170 похожих дальних патрулей. Вокруг Европы, через Атлантику к Гренландии и Восточному побережью США, через Тихий Океан к Аляске и Западному побережью.

И никто не поднимал истерики, потому что патрулирование с обеих сторон было обычным делом. Оно велось как в целях сокращения времени ответного удара в случае внезапного ядерного нападения, так и для разведки возможностей противника, а также повышения уровня выучки собственных экипажей.

Потом, в 1992-м, Советский Союз распался, и Россия такую возможность утратила. С 1997-го и до 2007-го патрулирование не велось совсем. От того даже для многих россиян за десять лет сложилось впечатление, что летать ненормально, что нормально — это не летать. А уж наши зарубежные партнеры так вообще исподволь убедили себя, что раз мы не летаем, то значит, больше даже права такого не имеем.

В то же время каждый экипаж Стратегического Авиационного Командования ВВС США еженедельно совершает в среднем по два дальних патрульных вылета, чем обеспечивает стабильное поддержание уровня налета в 180 часов на каждого пилота.

Это много. По нормативам ВВС России, чтобы просто получить право оказаться в пилотском кресле самолета дальней авиации пилот должен иметь не менее 60 часов налета в год, но был у нас период, когда этот средний показатель опустился до 40. Стоит ли удивляться, что авиация в августовской войне 2008 года проявила себя так плохо?

Впрочем, реальная боеспособность упала не только в стратегической авиации, удручающе низкой она стала везде. Но до финальной точки дело дошло в 2004-м, когда на президентских учениях две АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин» не смогли запустить баллистические ракеты. Тогда под вопросом оказалась уже стратегическая безопасность российского государства. В итоге было принято много разных решений. В том числе разработали и приступили к выполнению программы глубокой модернизации всего парка дальних бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС, а также восстановления их активности.

С 2007-го года началось постоянное патрулирование дальней авиации ВКС РФ над Северным ледовитым океаном и дальше по нарастающей. Постепенно выросло и мастерство экипажей. Сегодня средний налет достигает 140 часов в год.

Учеба в боевых условиях

Только не стоит думать, что все дело сейчас сводится только к обучению. Хотя оно, конечно, тоже составляет изрядную часть выполняемых задач, ведь чтобы подготовить летчика первого класса, необходимо от 8 до 10 лет.

Очень непросто по 40 часов держать в воздухе тяжелую машину, точно выводя ее в заданные точки в незнакомом небе, производя в процессе по 2–3 дозаправки в воздухе. Все для того чтобы обеспечить проецирование силы в любом регионе планеты. В частности, как это происходит сейчас в Сирии, где дальняя авиация эффективно помогает правительственным войскам уничтожать «черных бармалеев».
[adsense1]
Вторая важная составляющая подобного патрулирования — разведка. Когда противник на наши полеты реагирует бурно, он тем самым показывает элементы возможностей своих ПВО и демонстрирует время реакции.

Как быстро подымаются перехватчики? Какие? Откуда? Одни и те же или разные? Как они наводятся? Каковы характеристики работающей электронной аппаратуры, в том числе радаров? Появляется ли активность каналов связи, и каких, где и кому они принадлежат?

За прошедшее время ВВС стран НАТО использовало для перехватов не только давно знакомые нам машины F-15 и F-18, но и новые F-22, а у границ Норвегии засветились даже EF-2000 «Тайфун».

Только недалекие люди могут думать, что патрульный полет дальнего бомбардировщика является скучным пережиганием сотен тонн авиационного керосина одним уставшим экипажем. В реальности каждую минуту на протяжении полета тысячи людей из состава воздушно-космической группировки активно работают, чтобы в ключевых точках всегда оказывались наши гидрографические исследовательские суда вроде того же «Виктора Леонова», вызвавшего много шума, появившись в 37 километрах от американской базы подводных лодок в штате Джорджия.

Все это — элементы сложной и многоплановой разведывательной работы, от результата которой зависит ядерная безопасность нашей страны.

Та же Аляска, это не просто самый северный штат США, это еще новый строящийся позиционный район ПРО, где размещаются 18 пусковых установок ракет-перехватчиков и система радаров как их собственного наведения, так и всего командования воздушно-космической обороны Северной Америки (НОРАД). Хотя патрулирование ведется без крылатых ракет на борту, разведывательная электроника и оборудование целеуказания работает в полном формате, фиксируя, выявляя местоположение и занося его в память.

Заодно отрабатывается взаимодействие с самолетами-заправщиками и истребителями прикрытия. Дальность полета последних стратегам сильно уступает, потому становится особенно важным осуществлять их перемещения по аэродромам подскока.

Только не стоит думать, что подобной деятельностью занимаемся мы одни. Стратегические бомбардировщики и разведывательные самолеты США и НАТО точно так же крутятся у нашего Калининграда и над акваторией Черного моря. Постепенно к патрулированию свой дальней авиации подключается Китай.

Ракетно-ядерные шахматы

Обычно, когда пресса, особенно западная, затрагивает вопрос появления наших «Белых лебедей» или «Медведей» где-нибудь вблизи границ мира демократии, то демонстрируются видеозаписи пуска с них крылатых ракет.

Как правило, показывается Х-15С или Х-55СМ, но почти всегда рассказывается о наличии у России собственной гиперзвуковой крылатой ракеты Х-555, способной поражать цели на дальности до 3,5 тыс. километров и перехватить которую ПРО и ПВО США пока не в состоянии. Это важно еще и потому, что программа разработки собственной крылатой ракеты такого класса все еще буксует и далека от завершения.

В целом, это, конечно, правда. Дальняя авиация как компонент ядерной триады и предназначена для несения оружия. Если раньше основным ее вооружением являлись ядерные бомбы, то сегодня им стали крылатые ракеты.

Любой желающий может открыть карту и убедиться, что объекты на Западном побережье Америки такими ракетами гарантированно достигаются при их запуске еще от Алеутских островов, где наши ракетоносцы как раз на днях и барражировали.

Понятное дело, никто никому ничем не угрожал. Как уже говорилось выше, патрулирование ведется без оружия на борту. Но на геополитической шахматной доске Россия обозначила для некоторых особо горячих голов по ту сторону океана свою позицию о том, что переходить на разговоры с нами посредством силы — откровенно плохая идея.

Судя по тому, как 45-й президент США публично назвал наши действия не несущими угрозы и полностью оправданными, все заинтересованные стороны послание услышали и истолковали верно. Что не может не радовать: не зря патрулируем.

Александр Запольскис

pfact.ru