Режим «черных полковников». История последней военной диктатуры в Европе

Режим «черных полковников». История последней военной диктатуры в Европе

21 апреля 1967 года в Греции произошел переворот, в результате которого к власти пришла военная хунта.

Греческий вопрос

Ко второй половине 1960-х годов в мировой политике сложилось твердое убеждение, что появление новых военных режимов в Европе невозможно. В Португалии и Испании доживали свой век сохранившиеся благодаря западной поддержке режимы Салазара и Франко, но и их считали пережитком прошлого.

Официальный Вашингтон, делая ставку на военных как борцов с коммунизмом в Азии и странах Латинской Америки, полагал, что в Старом Свете от подобной практики больше вреда, чем пользы. Западная Европа должна была быть витриной «демократических ценностей» в противовес странам социалистического лагеря с их «несвободой».

На этом фоне военный переворот, произошедший весной 1967 года в Греции, стал неприятным сюрпризом не только для Советского Союза, но и для Соединенных Штатов.

Начиная с Первой Мировой войны, Греция не отличалась политической стабильностью. Внутренние распри не прекращались в стране даже в период гитлеровской оккупации, когда греки оказывали ожесточенное сопротивление захватчикам.

В греческом Движении Сопротивления большую роль играли левые, в том числе Коммунистическая партия Греции. Партизаны —коммунисты готовы были претендовать на власть в стране после ее освобождения от оккупантов.

Гражданская война на «чужой территории»

Но приход коммунистов к власти категорически не устраивал представителей западных стран, в первую очередь Великобританию. Уинстон Черчилль на переговорах с Иосифом Сталиным добился соглашения о том, что Греция останется в сфере влияния западных союзников. После этого противники коммунистов в Греции, опираясь на военную поддержку Великобритании, приступили к разоружению и подавлению левых.
[adsense1]
В 1946 году конфликт в Греции перерос в полномасштабную гражданскую войну. Борьбу с греческими коммунистами стал курировать не Лондон, а Вашингтон, в рамках так называемой «доктрины Трумэна» поставивший задачу искоренения коммунистических сил в странах Запада.

В Москве долго не могли прийти к окончательному решению по «греческому вопросу». Поддержка греческих однопартийцев требовала много сил и средств, которых у Советского Союза не было. К тому же Сталин продолжал следовать прежним договоренностям, согласно которым Греция являлась «чужой территорией».

В результате в октябре 1949 года гражданская война завершилась поражением коммунистов. Общее число погибших в конфликте превысило 50 тысяч человек. После окончания войны Компартия Греции была запрещена, многие ее члены подверглись репрессиям. Спустя три года Греция стала членом НАТО.

«Коммунистическая угроза»

Несмотря на запрет компартии, политическая жизнь Греции, в которой утвердилась конституционная монархия, стабильностью не отличался. Правительства менялись часто, экономика испытывала серьезные проблемы, вызывавшие акции протеста различных слоев населения.

В 1965 году в Греции разразился очередной политический кризис, известный под названием «Апостасия». В течение последующих двух лет создать работоспособное правительство не получалось. Новые выборы в парламент были назначены на 28 мая 1967 года. Ожидалось, что первое место на них займет «Союз Центра» Георгиоса Папандреу, которому для получения большинства в парламенте необходимо будет вступить в коалицию с Единой демократической левой партией.

Консерваторы рассматривали ЕДЛП как прикрытие деятельности запрещенных коммунистов, что отчасти было правдой.
[adsense2]
Правые не могли допустить того, что они считали «коммунистическим реваншем». В этих условиях ставка была сделана на приход к власти военной диктатуры.

Апрельский переворот

21 апреля 1967 года на улицах Афин появились танки. Военные объявили, что произошла «революция, призванная вывести страну из состояния хаоса и разрухи».

Возглавили переворот бригадный генерал Стилианос Паттакос и полковники Георгиос Пападопулос и Николаос Макарезос.

Лидером переворота стал Пападопулос. В первые дни военные арестовали всех ведущих политиков страны, а в целом счет арестованных лиц шел на тысячи. Деятельность всех политических партий была запрещена.

За характерный черный цвет военной формы греческая хунта была прозвана «режимом черных полковников».

В Вашингтоне такой поворот событий не исключали, однако восторга не испытывали. Филлипс Тэлбот, посол США в Греции, назвал переворот «изнасилованием демократии».

Полностью отказаться от поддержки режима, краеугольным камнем которого был заявлен антикоммунизм, Соединенные Штаты не могли, а вот ряд европейских стран отношения с Афинами практически свели на нет.

Но любопытнее всего, что «черные полковники» не стали разрывать дипломатические отношения с СССР. Встретившись с советским послом, представители нового режима заявили, что заинтересованы в увеличении товарооборота между двумя странами.
[adsense3]
Военный режим не пользовался широкой поддержкой внутри станы, где его не поддержала ни одна из ведущих политических сил, ни за рубежом. Все это заставили греческого короля Константина в декабре 1965 года предпринять попытку контрпереворота, однако она потерпела неудачи. Король покинул страну, найдя убежище на территории Италии.

«Греция — страна христиан»

Советский блок активно использовал военную диктатуру в Греции, упрекая Запад в помощи «антинародному режиму».

В самой Греции в первые годы правления военным удалось заручиться поддержкой части сограждан, уставших от политической нестабильности. Стабилизация в политической жизни позволила несколько улучшить ситуацию в экономике, что тоже добавило «плюсов» хунте.

Военные пытались формировать собственную идеологию, где в противовес коммунизму предлагались «христианская добродетель» и национализм.

Рекламные щиты по всей страны были оформлены плакатами: «Греция — страна христиан, в ней нет места коммунизму». Опора на православие принимала довольно странные формы. Например, в мае 1967 года вышло распоряжение, согласно которому запрещался отпуск мясных блюд во все постные для православных дни в учреждениях общественного питания. У греков, которые, при всей религиозности, остаются людьми, любящими жизнь во всех проявлениях, подобный запрет не мог не вызвать отторжения.

Военные не прекращали попыток легитимизировать свое нахождение у власти, а также привлечь на свою сторону представителей различных политических сил. В 1968 году была принята новая Конституция, а затем военные стали вести переговоры с представителями политической элиты, пытаясь склонить их к сотрудничеству.
[adsense4]
24 ноября 1970 года был сформирован так называемый «малый парламент греков», или «представительное собрание». В него входили 92 представителя, назначенные на эти посты непосредственно приказом премьер-министра, которым на тот момент являлся Пападопулос, и полностью подконтрольные ему. Правительство называло «малый парламент» шагом к формированию настоящего парламента. Но фактически никакого влияния на принятие решений этот орган не оказывал.

И снова переворот

До 1973 года Греция формально оставалась монархией — в отсутствие бежавшего короля был назначен регент. В 1973 году «черные полковники» провели референдум, на котором 85 процентов избирателей проголосовали за отмену монархии и провозглашение республики.

В июне 1973 года лидер хунты Георгиос Пападопулос был провозглашен президентом Греции.

Страна вновь испытывала серьезные экономические трудности, выступления против военной хунты происходили все чаще, и Пападопулос надеялся сбить эту волну путем постепенной «демократизации» режима.

В ноябре 1973 года произошло восстание студентов в Афинском Политехническом университете, которое было жестоко подавлено военными. Были убиты более 20 студентов, сотни получили ранения. По Греции прокатилась новая волна арестов.

Радикально настроенные военные посчитали, что к таким событиям привел «либеральный курс» Пападопулоса. Он был отстранен от власти, а новым лидером стал бригадный генерал Димитрис Иоаннидис, сторонник «закручивания гаек».

Операция «Кипр наш»

Однако сопротивление режиму продолжало нарастать. И тогда Иоаннидис задумался о «маленькой победоносной войне», которая должна была улучшить имидж хунты и ее поддержку в обществе.
[adsense5]
Лидер хунты решил провести операцию по присоединению Кипра, большинство населения которого составляют этнические греки.

При поддержке Иоаннидиса 15 июля 1974 года на Кипре военными был свергнут архиепископ Макариос III, президент страны. Новый режим тут же прозвали «черными майорами» по аналогии со «старшими товарищами».

Но кипрская авантюра обернулась тяжелыми последствиями. Для защиты турецкого населения острова на его территорию вторглись турецкие подразделения. Две страны НАТО оказались на грани полномасштабной войны.

Конфликта все-таки удалось избежать, но единый прежде Кипр оказался расколот на греческую и турецкую части, и объединения не удается добиться вот уже почти полвека.

Провал авантюры на Кипре окончательно обрушил авторитет «черных полковников». Против них объединились практически все политические силы, как левые, так и правые.

В августе 1974 года военные вынуждены были передать власть гражданскому правительству.

Наказание и раскаяние

Пападопулос, Иоаннидис, Макарезос и Паттакос были арестованы и преданы суду, который вынес смертные приговоры. Позднее они были заменены на пожизненное заключение.

Сегодня никого из лидеров хунты в живых нет. Последним ушел из жизни Стиллианос Паттакос, скончавшийся в октябре 2016 года в возрасте 103 лет. Официально раскаявшись в содеянном, он был освобожден из-под стражи в 1990 году, и последние четверть века прожил свободным человеком. А вот Иоаннидис, на совести которого кровавое подавление восстания афинских студентов, каяться не стал, закончив свои дни в заключении.

Андрей Сидорчик

www.aif.ru