Как ИГ* вербует последователей?

Как ИГ* вербует последователей?

Таксист, вербовавший людей в «Исламское государство»* на днях был задержан в Санкт-Петербурге. Водитель, работавший на одну из крупных компаний, искал жертв для своей пропаганды возле Соборной мечети на Кронверкском проспекте.

Похоже, адепты ИГ* начали применять в России методики подбора неофитов, использовавшиеся ранее в Турции и других исламских странах. Теперь нельзя исключать, что террористы будут пытаться применять в России и другой опыт, уже апробированный в странах Ближнего Востока и Малой Азии.

Сострадательный боевик

Там, по свидетельствам журналистов, неподалеку от мечетей вербовщики ИГ* и других исламистских организаций могут вести себя достаточно беспардонно. Они весьма коммуникабельны, и им ничего не стоит просто подойти к человеку и завести с ним разговор, в ходе которого эти ловцы душ определяют, насколько кандидат им подходит.

Людей, исповедующих ислам, они считают своей потенциальной целевой аудиторией. Видимо, так же размышлял и петербургский вербовщик, но серьезно ошибся — люди записываться в террористы не пожелали, а о странных разговорах быстро узнали спецслужбы.

Однако, помимо «случайной ловли», члены террористических организаций могут изучать своих жертв заранее. Так, в Турции они целенаправленно ищут людей с долгами или членов бедных семей. В таких случаях они обещают кандидатам решить все их материальные затруднения. В дальнейшем, в зависимости от ситуации, неофитам либо предлагают временно поработать на каком-то связанном с группировкой предприятии, либо сразу переправляют в зону боевых действий.

Успешная карьера террориста

Работая с молодыми людьми из республик Средней Азии, исламисты могут играть на амбициях. Дома у них зачастую нет возможности для полной самореализации и карьерного роста. Ведь если они выезжают трудиться в Россию или Казахстан, то там их может ждать только работа в непрестижных местах и контроль со стороны миграционных органов, больно бьющие по самолюбию.

Вербовщики ИГ* же им на словах предлагают не только деньги, но и «уважение». Потом, конечно, денег они могут не увидеть, а вместо почета получить осколок в голову, хотя завербованнные люди, как правило, верят в «святость» своего дела и ожидающий их «рай» после смерти.
[adsense1]
Помимо обещания материальной выгоды, террористами активно используются различные виды психологической зависимости. Они либо вычисляют находящихся в состоянии духовного поиска молодых мусульман (за такими охотятся в религиозных общинах и духовно-культурных учебных заведениях), либо ищут людей, остро переживающих любую несправедливость и по каким-то причинам дезориентированных в жизни. В этом случае жертвами могут стать даже люди, не исповедовавшие изначально ислам.

Скорее всего, именно так произошло с российским актером Вадимом Дорофеевым. Как в свое время выяснили журналисты НТВ, в компании актера появился боевик с Кавказа. После этого Дорофеев сильно изменился и принял ислам в радикальной трактовке, пытался принудить к тому же свою жену. В сентябре актер уехал в Турцию, а оттуда перебрался в Сирию. В декабре его жене Алене прислали фотографию тела уже погибшего мужа. Моральное влияние террористов на Дорофеева оказалось столь сильно, что от безумного поступка его не смог отговорить даже имам мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов, которого называют одним из самых авторитетных мусульманских богословов Москвы.

На молодых людях из состоятельных семей, проживавших в соседних странах, боевики делают дополнительный чудовищный бизнес. По данным СМИ, у турецких семей, желающих забрать тело родного человека для погребения, террористы могут потребовать за это несколько тысяч лир.

Во имя любви

Несмотря на активизацию живого общения вербовщиков с неофитами, основным местом поиска новых членов из числа россиян для ИГ* остается Интернет. Здесь террористы ориентируются, в первую очередь, на женщин и молодежь. Подростки интересны им своим юношеским максимализмом, моральной неустойчивостью, отсутствием стойких убеждений. А женщины нужны террористам как обслуга или потенциальные смертницы.

С этой аудиторией работают тонкие психологи. В соцсетях и на сайтах знакомств к девушкам стучаться парни с привлекательной экзотической внешностью, рассыпающиеся комплиментами и дающие щедрые обещания.
[adsense2]
Как отмечают психологи, вербовщики здесь играют на женском самолюбии. Девушкам внушают, что они вольны сделать самостоятельный выбор и не слушать своих отцов, братьев или парней. Они также убеждают жертв, что дома они не получат того, что сулит им смуглолицый красавец из Интернета. Реальность, конечно, оказывается совсем другой. Но, попав на территорию, контролируемую террористами, выход с нее найти уже непросто.

Почему их не ловят?

Некоторых удивляет свобода, с которой исламисты действуют в Интернете. На самом деле, странного в этом ничего нет. Ведь многие эксперты говорят о том, что связь террористов с западными спецслужбами четко просматривается по сей день.

Президент Всероссийской федерации служебно-прикладной подготовки силовых структур К-9 Заур Абдурагимов отмечает:

«Что касается радикальных течений и террористических группировок — ИГИЛ* и других, то надо сказать открыто и прямо: все они создаются западными спецслужбами. ИГИЛ* — это исключительно оружие, которое создавалось ими для тех разрушительных целей, которые они и выполняют».

«Исламское государство»* изначально возникло в 1999 году как группировка «Джамаат ат-Таухид валь-Джихад»*, которой руководил Абу Мусаб аз-Заркави, начавший свою террористическую «карьеру» в Афганистане, где за американские средства воевал против официального Кабула и Советской Армии.

В 2003 году американцы, используя личность аз-Заркави, дискредитировали (якобы связью с ним) иракские власти перед нападением на Ирак. В 2004 году иракские исламисты заявили, что аз-Заркави мертв, а от его имени американцы устраивают провокации с целью разжигания ненависти между суннитами и шиитами. В том же году «Джамаат ат-Таухид валь-Джихад»* официально присоединилась к другому террористическому проекту, у истоков которого стояли США, — «Аль-Каиде». В 2006-м Пентагон заявил о ликвидации аз-Заркави, а его организация трансформировалась в «Исламское государство», халифом которого стал аль-Багдади, сначала помещенный американцами в лагерь для заключенных, а затем отпущенный ими с миром на все четыре стороны.

Давно не смущает никого и явная связь ИГ* с монархиями Персидского залива, являющимися официальными союзниками Соединенных Штатов. На этом фоне разговоры Вашингтона о борьбе Пентагона с «Исламским государством»* звучат как насмешка, а блокирование каналов связи террористов в Интернете становится практически нереализуемой задачей.

Поэтому чрезвычайно важными и нужными следует считать «оффлайновые» методы профилактики терроризма. Если ваш родной человек резко меняет привычки, говорит о возможности смены религии, демонстрирует сочувствие террористам и вдруг заводит речь о не имеющей рационального объяснения поездке на Ближний Восток, с большой долей вероятности, на него могли выйти вербовщики радикальных группировок и для его спасения нужно срочно обращаться к хорошему психологу и в правоохранительные органы, которые блокируют нежелательные связи и помогут уберечь человека от трагической судьбы. Пусть это звучит заезженно, но будьте бдительны. Лучше не дать близким людям совершить страшную ошибку заранее, чем спасать их из террористического ада.


*Террористическая организация, запрещенная на территории России

Святослав Князев

pfact.ru