Сербский премьер приезжал в Москву за победой

Сербский премьер приезжал в Москву за победой

Предстоящие 2 апреля президентские выборы в Сербии вряд ли принесут неожиданности. Здесь вполне можно согласиться с данными последних социологических опросов, отдающих премьер-министру Александару Вучичу от 50 до 53% голосов.

Однако определённая интрига всё же сохраняется, и заключается она в том, удастся ли кандидату от Сербской прогрессивной партии победить уже в первом туре, чтобы обезопасить себя от дальнейших возможных неожиданностей, в том числе из-за низкой явки избирателей во втором туре голосования. В сложившейся ситуации Александар Вучич, похоже, решил предпринять дополнительные усилия, чтобы привлечь на свою сторону голоса тех сербов, которые обвиняет правящую коалицию в односторонней ориентации на Запад. Именно в данном ключе следует рассматривать визит главы сербского правительства в Москву менее чем за неделю до первого тура президентских выборов.

Не случайно поэтому столь тесно переплелись в переговорах Александара Вучича в Москве 27 марта внутрисербские и международные проблемы. «Мы остаемся привержены нашей национальной независимости, свободе и военной нейтральности» – это заявление, адресованное премьер-министром Вучичем российскому президенту Владимиру Путину, напрямую касается одного из внутриполитических узлов, вокруг которого в последние годы в Сербии идут дискуссии. Имеется в виду намерение части правящей элиты в форсированном порядке втянуть страну не только в Европейский союз, но и в НАТО.

Такие идеи настойчивее других выдвигал бывший министр обороны Драган Шутановац, но и в нынешнем руководстве имеются влиятельные политики, считающие вступление Сербии в Североатлантический альянс, бомбивший её в 1999 году, не только теоретически возможным, но и практически оправданным, в том числе с точки зрения ускорения прохождения сербской заявки в ЕС. И в этом плане слова Александара Вучича – ничто иное, как попытка успокоить общественное мнение собственной страны перед выборами.

Не менее актуальны вопросы торгово-экономического взаимодействия Сербии и России и Сербии. И здесь евроатлантические пристрастия части правящей сербской элиты вступают в прямое противоречие с интересами страны. Не случайно российский президент Владимир Путин, оценивая нынешнее состояние российско-сербских экономических отношений, был сдержанно-оптимистичен: «Благодаря нашим общим усилиям незначительно, но все-таки удается менять ситуацию в торгово-экономической сфере в лучшую сторону…».

Во внешней торговле Сербии Россия действительно занимает далеко не то место, которого заслуживают две наши страны. По оценкам независимых источников, в списке экспортных партнёров Сербии Россия занимает пятое место (около 5% сербского товарооборота), уступая не только Италии и Германии, но и Боснии и Герцеговине и даже Румынии. По импорту ситуация несколько лучше: Россия на третьем месте после Германии и Италии, опережая Китай; на её долю приходится около 10% сербского импорта. Однако и здесь существующее положение явно не соответствует имеющимся возможностях.

И об этих возможностях, а также о причинах их ненадлежащего использования, хорошо осведомлен лично Александар Вучич. Хотя Сербия в отличие, к примеру, от Черногории и Албании, не присоединилась к антироссийским санкциям, определённые уступки Брюсселю в этой области были сделаны. В частности, кабинет Вучича принял решение воздержаться от кредитования тех национальных сельхозпроизводителей, кто в условиях «санкционной войны» решил более активно выйти на российский рынок. Формально это не санкции, а фактически – недружественный по отношению к России и, главное, не отвечающий интересам Сербии шаг.

При этом рассчитывать на взаимность Брюсселя Белграду явно не приходится. Как поясняет германская радиостанция Deutsche Welle, «Брюссель еще не скоро будет готов предложить Сербии вступить в ЕС».

Аналогичная ситуация складывается и в энергетической сфере. Доходы от деятельности предприятия Naftna Industrija Srbije (NIS), контрольный пакет акций в котором принадлежит «Газпром нефти», наполняют примерно 17% сербского бюджета. Благодаря российским инвестициям предприятие NIS стало одной из крупнейших вертикально интегрированных энергетических компаний Юго-Восточной Европы, занимающейся разведкой, добычей и переработкой нефти и газа, а также сбытом нефтепродуктов. Кроме того, участие «Газпрома» позволило создать в Сербии разветвлённую энергетическую структуру, включающую в себя, в частности, одно из крупнейших в Европе подземное хранилище газа «Банатский Двор», два нефтеперерабатывающих завода суммарной мощностью переработки 7,3 млн тонн нефти в год в городах Панчево и Нови-Сад, более 400 автозаправочных станций и нефтебазы, а также завод по производству сжиженного газа в Элемире. NIS обеспечивает 85% сербского рынка нефтепродуктов, а, кроме того, реализует проекты в области разведки и добычи, а также сбыта нефтепродуктов на территории Венгрии, Румынии, Боснии и Герцеговины, Болгарии и Анголы.

Эти данные говорят о том, что у российско-сербских отношений есть и прочная основа, и широкие возможности развития. Белграду, какая бы политическая конфигурация после выборов ни сложилась, невозможно не учитывать это обстоятельство – как и исторические традиции отношений России и Сербии, а также определённое разочарование в сербском обществе на предмет Евросоюза (рейтинг идеи вступления Сербии в ЕС в последние месяцы не поднимается выше 45% и имеет тенденцию к снижению).

«Как бы ни развивалась политическая ситуация, у нас нет сомнений в том, что отношения между нашими странами будут развиваться так же позитивно, так же в духе дружбы, который сложился и которым характеризуются наши отношения за последние годы», – отметил В.Путин в ходе переговоров с А. Вучичем в Москве. А слова российского президента о том, что Москва желает успеха «действующей власти», служат залогом готовности России и дальше развивать с Сербией всесторонние отношения.

Петр Искендеров www.fondsk.ru