Роботы служат России

Роботы служат России

Боевой робот «Соратник» вернулся из Сирии.

Последнее время Сирия служит серьезным полигоном для обкатки различных технологий. Боевики ИГ* с самого начала обкатывали здесь свою милитаризованную версию радикального ислама, а американцы — технологии свержения режимов.

Россия же в этой войне проверяет в действии только различные концепции современного вооружения. Работает это просто: мы везем в Сирию новую технику, а из Сирии привозим опыт, который снова применяем в новых разработках.

По результатам применения в Сирии на вооружение Российской армии уже поступило первое семейство роботизированного комплекса «Уран». Сегодня в войсках находятся робототехнический комплекс пожаротушения «Уран-14», робототехнические комплексы разминирования противопехотных и противотанковых мин «Уран-6» и «Уран-10», ну и, собственно, боевой робот — «Уран-9». Это семейство объединяет единая платформа и модульная конструкция, что облегчает обслуживание и заметно удешевляет ремонт.

Семейство «Уранов» пополнило список служащих в сухопутной армии роботов, присоединившись к РД-РХР — роботу радиационной и химической разведки.

Семья роботов растет

Но теперь на службу призвали и еще одного робота, который недавно благополучно вернулся из Сирии. Речь идет о роботизированной платформе «Соратник», разработке концерна «Калашников».

Концерн, похоже, решил отойти от своей узкой оружейной специализации (хотя на самом деле здесь производят еще катера, станки, различные машины и даже гражданские замки зажигания, но это мало кто берет в расчет) и попытать счастье в перспективном направлении робототехники.

И у «Калашникова» действительно получилось в короткие сроки разработать хорошего робота, который после испытания боем требует лишь небольших изменений. Уже в этом году будет налажено его массовое производство, и первые партии пойдут в войска.

«Соратник» и верный друг

Новый российский боевой робот «Соратник» — это гусеничная бронированная машина весом под 7 тонн; она способна разгоняться до 40 км/час, при запасе хода в добротные 400 км.

В пассивном режиме робот может автономно работать 10 суток, что, конечно, производит впечатление.

Вооружение у «Соратника» может быть разнообразным и комбинироваться в составе различных боевых модулей. Речь идет о пулеметах калибра 7,62 мм и 12,7 мм, о целых восьми установках противотанковых управляемых ракет «Корнет-ЭМ» и противопехотном 30-мм гранатомете АГ-17. Внушительный арсенал, ничего не скажешь.

При этом гироскопическая стабилизация позволяет вести огонь прямо по ходу движения. В будущем, возможно, у «Соратника» появится и другое вооружение — например, зенитные ракеты.

Кроме того, чтобы расширить возможности разведки, робот оснащается еще и двумя беспилотниками производства концерна.

С точки зрения тактико-технического описания это все. Боевые роботы внешне достаточно лаконичны. Это оттого, что их подлиные возможности обеспечиваются главным образом внутренним содержанием.

Разведчик номер один

Считается, что основные задачи «Соратника» будут лежать в области разведки, охраны объектов и разминирования.

Более чем серьезный вес «Соратника» при его очень скромных габаритах, говорит о неплохом бронировании. А это значит, что на поле боя не придется опасаться быстро потерять его. Поразить «Соратника» действительно достаточно сложно: он защищен от пулеметного огня и близких разрывов, устойчив к кумулятивным гранатам за счет отсутствия экипажа, а его низкий профиль серьезно усложняет поражение снарядами.

Работать «Соратник» может в трех режимах.

Ручной. Оператор при помощи пульта непосредственно управляет передвижением комплекса, выбором целей и ведением огня. Радиус управления — 10 километров максимум. Здесь все просто и понятно.

Полуавтоматический. Неизвестно, какие функции берет на себя робот, а какие остаются у оператора. Однако, такой режим необходим как непосредственно в зоне боевого конфликта, так и на патрулировании — и в том и в другом случае оператору нужно отвлекаться, чтобы беречь силы и свою жизнь, оценивая ситуацию.

Автоматический режим. Робот действует самостоятельно, полностью в автономном режиме. В этом случае он выполняет поставленную задачу, а при встрече с противником способен обнаружить его с расстояния в 2500 метров, провести идентификацию, подобрать оружие, исходя из имеющегося арсенала и типа цели, и поразить – и это на полном ходу.

Вывод

К сожалению, мы пропустили время расцвета беспилотников, хоть в Советском Союзе и были свои оригинальные и перспективные разработки. Когда американцы разглядели в беспилотниках призрак военной панацеи, мы были заняты внутренними проблемами, и на армию у нас средств просто не было. Поэтому в 2011 году у нас было только 150 беспилотников, зато в 2015 их стало уже около 2 тыс. Вынужденные нагонять, мы между тем находим возможность избежать многих ошибок и переоценки роли этих аппаратов на поле боя.

В разработке же и внедрении наземных роботизированных комплексов, мы уже выступаем в когорте мировых лидеров. А это значит, что нам нужно быть осторожнее и не впадать в эйфорию.

К 2025 году объем роботизированных систем в армии России должен достигнуть 30% от всего вооружения. И это должны быть действительно эффективные боевые роботы.


*Террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации.

Сергей Черкасов pfact.ru