Так Восток или Запад? Украина осталась вообще без рынков сбыта

Так Восток или Запад? Украина осталась вообще без рынков сбыта

«Зеркало недели» наглядно продемонстрировало нам торговую блокаду Россией украинских товаров. Которая вызывает много вопросов. Точнее, один, включающий в себя множество.

Судя по схеме и словам заместителя министра экономического развития и торговли Натальи Микольской, торговля с Востоком критически важна для Украины. Потери из-за конфликта с Россией подсчитаны.

Наибольшие потери — это экспорт в Казахстан и Кыргызстан, свыше 40% экспорта утрачено. Но «зацепило» и остальные страны. Если все суммировать, то мы выйдем на цифру около 1 млрд долларов прямых потерь.

Акцентирую ваше внимание именно на том, что это прямые потери, то есть только от продажи товаров. Но мы теряем и на рынке сопутствующих услуг, в секторе перевозок и логистики. И все это — на фоне падения промышленного производства в самой Украине и падения ее экспорта в РФ. Так, в прошлом году экспорт в Россию снизился несущественно, но это произошло только потому, что дальше уже падать просто некуда.

Фактически сейчас мы поставляем на рынок этой страны только те товары, без которых они объективно обойтись не могут. Остальные или оказались под эмбарго, или пошлины на эти товары поднялись до таких размеров, что продукция стала неконкурентной на рынке, или фитосанитарные нормы РФ не допускают продажи этих товаров.

Замминистра торговли рассказала о предстоящих разборках в ВТО, где Россию должны пристыдить и заставить открыть свою территорию для свободного пересечения украинских грузовиков и поездов. А также отменить эмбарго для укротоваров. Действия Москвы Наталья Микольская считает торговой агрессией, целью которой является удушение Украины.

Но это так, лирика. Мне кажется схема, опубликованная солидной газетой, недостаточно информативна. Кажется, будто нэнька торгует только с Востоком. Хотя целью «революции гидности» была Евроассоциация, то есть, переориентация экономических взаимоотношений на Запад. А вместо Запада нам демонстрируют неразведанное белое пятно.

Конечно, можно судиться с Россией, требуя восстановления домайданного статус-кво — беспошлинной торговли и свободного транзита. Но в таком случае придется признать, что Европа так и не стала заменой восточному рынку. Ведь при желании новых друзей миллиард долларов потерь легко мог быть компенсирован в ЕС — сумма-то на фоне триллионных оборотов для европейцев копеечная. Однако желания не возникает.

В итоге Украина осталась вообще без рынков сбыта. Да еще периодически сама себе стреляет в ногу, то блокируя поставки угля из Донбасса, то покупая с наценкой российский газ в Польше и Словакии, то послушно выполняя условия Международного валютного фонда, который требует драть три шкуры с собственного небогатого населения.

С такой экономической политикой далеко не уедешь, нечего и мечтать. Обреченная Украина упрямо соскальзывает к краю пропасти, периодически подбадривая себя криками о незалэжности и грядущих перемогах. Весь вопрос в том, успеет ли затормозить, прежде чем свалиться в коллапс.

Павел Шипилин pavel-shipilin.livejournal.com