Будет ли новое расследование авиакатастрофы над Украиной?

Будет ли новое расследование авиакатастрофы над Украиной?

Задача голландских следователей — «замять» историю с малайзийским Boeing MH-17

Вот уже два с половиной года продолжается расследование крушения малазийского Boeing MH-17 над территорией Украины. Осенью 2016 года группой голландских следователей был опубликован предварительный доклад, который стал очередной попыткой сделать виновниками трагедии Россию и Донбасс. В частности, утверждалось, что установку «Бук» доставили из России на автомобиле к населенному пункту Снежное, находящемуся на территории ДНР, здесь ее привели в боевое состояние, произвели пуск ракеты, после чего установка была вновь погружена на платформу автомобиля и вывезена в Россию.

Данная версия, кроме ряда вопросов, вызвала и много сомнений. Голландская сторона вместо неоспоримых доказательств привела ряд предположений, которые могли появиться только при наличии очень развитой фантазии. Вместо того чтобы использовать в ходе расследования записи разговоров украинских авиадиспетчеров с пилотами лайнера, собрать и проанализировать все обломки самолета, группа следователей предложила общественности какие-то фотографии ракетной установки, маленький участок на краю поля с обгорелой травой, а также нечто вроде мультфильма, на котором грузовик с толком не укрытой ракетной установкой по пустынной дороге сопровождает легковой автомобиль.

Конечно, предложенная вниманию версия при умелой ее обработке могла бы послужить темой неплохого кинофильма о «кровожадных» русских и о сотрудниках американских спецслужб, которые в связке с украинским спецназом в последнюю секунду предотвращают запуск ракеты, тем самым спасая самолет, а еще лучше всю планету. Однако, поскольку информация, представленная в докладе, вызвала сомнение и у независимых экспертов, и у мировой общественности, довольно быстро в западных СМИ тему постарались «замять».

С тех пор прошло несколько месяцев. Время от времени в средствах массовой информации появлялись сообщения о продолжающейся работе следственной группы, но о каких-то серьезных достижениях речи не было, и тема мало-помалу уходила в небытие. Но вот, некоторое время назад, как сообщил портал “Dutch News”, несколько голландских активистов обратились к американскому президенту Дональду Трампу с призывом снова изучить произошедшую катастрофу. В обращении подчеркивается, что расследование, которое проводил совет безопасности Нидерландов и группа следователей, было неубедительным, более того, его ход и выводы позволяют говорить о выполнении определенного заказа. Поэтому, чтобы установить истину, работу следует возобновить, проведя новое расследование.

Что еще можно придумать, чтобы «похоронить» расследование?

Олег Смирнов, возглавляющий комиссию по гражданской авиации Ространснадзора, уверен, что новое расследование, в случае если на нем настоит Дональд Трамп и при условии ведения его профессионально, принесет сенсационные результаты. Смирнов напоминает, что с самого первого дня, после случившегося в небе над Донбассом, нарушались все международные нормы и законы, регламентирующие расследования авиакатастроф. Так, из ряда вон выходящим можно назвать заявление Барка Обамы, сделанное в первые 24 часа после случившегося, в котором американские президент виновными назвал Россию и Донбасс. Только после этого заявления была создана комиссия по расследованию, которую возглавила Голландия.

Следует напомнить, что ряд действий названной комиссии независимые эксперты называют грубейшими ошибками, характерными для непрофессионалов. Так, не было произведено выкладки обломков лайнера и их анализа. Не выяснено, на каком основании украинскими авиадиспетчерами было дано указание пилотам лайнера сменить курс. Не преданы гласности первичные радиолокационные данные. Не проанализированы, точнее проигнорированы, данные, предоставленные российской стороной.

А может быть, дело не только в профессиональном уровне следователей? Может быть, кто-то не хочет, чтобы были найдены истинные причины катастрофы МН-17? По правилам международной организации гражданской авиации Украина обязана была закрыть воздушное пространство над территорией, где велись боевые действия. Но Киев это не сделал. Об этом прекрасно знали в Нидерландах и все же отправили самолет туда, где он мог попасть под обстрел, в том числе из-за какой-нибудь случайной ошибки.

Что стало причиной катастрофы: преднамеренные действия или случайность? Ответа до сих пор нет. Но зато в том, что администрация американского президента знала, что произошло на самом деле, можно не сомневаться. В самом деле, на земле еще дымятся обломки лайнера, а Барак Обама заявляет, что во всем виновата Россия и ополченцы, при этом говорит о каких-то неоспоримых доказательствах, хотя доказательства эти до сих пор не представлены. Почему? Первый вариант ответа — у американцев нет доказательств, подтверждающих вину ополченцев, второй — имеющаяся информация доказывает вину Киева, третий — у США вообще нет никаких доказательств ни в пользу Киева, ни в пользу ополченцев.

Теперь о России, то есть, о стороне, которую Барак Обама голословно обвинил в катастрофе. Уже полгода прошло с тех пор, как российская сторона осуществила передачу голландской следственной группе данных первичной радиолокации. И вот только в настоящее время голландская сторона заявила о своей неспособности расшифровать данные первичной радиолокации, представленные российской стороной. Мешает «несостыковка» форматов.

Из этого следует, что несколько месяцев специалисты мирового уровня, то есть те, кто должен по куску фюзеляжа и обгоревшему «черному ящику» уставить, что и по какой причине произошло в небе над Украиной, несколько месяцев не могли понять, что данные первичной радиолокации, предоставленные Россией, находятся в формате, который не совпадает с форматом, считающимся международным стандартом. «Необходима дополнительная информация», — так заявляет прокуратура Нидерландов.

После таких заявлений единственное, что можно сделать, — спросить и голландскую прокуратуру и всю команду, третий год занимающуюся расследованием: «Почему российской стороне не было сообщено о проблеме сразу?» Все указывает на то, что дело вовсе не в несовпадении форматов, а в обыкновенном затягивании расследования, поскольку кому-то не нужны истинные причины катастрофы.

Когда поставят точку

А теперь вернемся к обращению голландских активистов к американскому президенту Дональду Трампу по поводу необходимости нового расследования катастрофы над Украиной в июле 2014 года. При непредвзятом расследовании, когда будут учтены все детали, истинных виновников трагедии установят. И тогда, наконец, в долгом расследовании катастрофы будет поставлена точка. Эту точку ждут родственники погибших, для них затягивание расследования — не просто политические игры, а глумление над памятью их родных и близких. Они должны знать, кто виноват.

Новое расследование может ответить на вопросы, которые последние несколько лет остаются без ответов. Хотя, скорее всего, это будет непросто. Киев приложит максимум усилий для того, чтобы не предъявлять следствию записи разговоров украинских диспетчеров с пилотами самолета. Вероятно, что-нибудь, способное помешать следствию, сможет придумать и американская сторона. Точнее, та ее часть, которая связана с администрацией предыдущего президента. Скорее всего, противодействие этой бывшей администрации будет очень сильным. Можно ли его преодолеть? Да, при условии, если есть заинтересованная сторона, обладающая реальной властью.

Такой стороной является президент США Дональд Трамп. Именно он заинтересован в непредвзятом расследовании. Причина? Команда Барка Обамы, поддерживаемая рядом влиятельных политиков и финансистов не оставляет надежды заставить Трампа отказаться от курса, обозначенного им в ходе предвыборной кампании. Надеются на возвращение Америки к прежнему курсу и в Европе.

В таких условиях новое расследование катастрофы над Украиной, при которой погибли 292 человека, может стать поводом для атаки на всю команду ушедшего бывшего президента США и дать очень серьезный козырь в руки президенту действующему. Решит ли он им воспользоваться, об этом мы узнаем в самое ближайшее время.

Николай Дунец pfact.ru