Карабахский референдум, как фактор национальной безопасности НКР

Карабахский референдум, как фактор национальной безопасности НКР

В Нагорном Карабахе 20 февраля прошел референдум по изменению, действующей в непризнанной республике конституции.

Суть предлагаемых изменений – в переходе системы правления в НКР от полупрезидентской к президентской модели. Должность премьер-министра будет упразднена, президент будет назначать некоего государственного министра для управления ведомствами, список которых также будет определён главой непризнанной республики. Более того, НКР меняет название на Республика Арцах. Республиканские представители власти, при этом, говорят, что суть предложенных конституционных реформ не столько в смене модели управления в НКР, сколько в большей ориентации на защиту прав человека. Увеличится число статей в конституции республики со 112 до 175.

На момент окончания референдума явка граждан Нагорно-Карабахской Республики на голосование составила 76,44%. По данным депутата парламента Нагорного Карабаха Айка Ханумяна, которые он приводит на своей странице в Фейсбук, за проект Конституции проголосовали 88.6% избирателей, против — 9.7%

На референдуме присутствовали международные наблюдатели от тридцати стран и представители сорока СМИ. Всех их уже готовится внести в «черный список» с запретом посещения своей территории Азербайджан, о чем официальное заявление сделал представитель МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев. Понятным образом, итоги референдума Азербайджаном категорически не признаны, как и сама Нагорно-Карабахская Республика. Стоит напомнить, что официальный Баку считает НКР территорией, «временно оккупированной Арменией». Отсюда такая жесткая реакция, с эпитетами вроде «провокация армян против целостности Азербайджана» и требованиями «активнее выражать свой протест» против референдума.

Исторические корни современного конфликта

Чтобы понять, почему в этом регионе всё настолько нестабильно, а последнее военное противостояние, названное «трехдневной войной», в районе Нагорного Карабаха было не далее как весной прошлого года, нужно хотя бы примерно представлять себя историю Карабаха и прилегающих территорий. Это район изначально населён подавляющим большинством армян, с древних времен был частью Великой Армении. В раннем средневековье в составе Армянского эмирата Карабах, или Арцах, стал частью Арабского халифата. Но все равно с высочайшей степенью автономии. Фактически, Армянский эмират и управлялся армянами, ограничения суверенитета касались только вопросов общей лояльности и выплаты дани.

При этом Армянский эмират и Арцах в его составе с изрядной долей постоянства восставали против Арабского эмирата. Что в итоге в 822 году привело к появлению независимого армянского княжества Хачен. Это самое княжество в итоге стало катализатором борьбы за армянскую независимость, которая успешно завершилась уже в 885-886 году, когда власть армянского царя Ашота Багратуни была признана и аббасидским халифом, и византийским императором. В 1054 году, после очередной утраты централизованной государственности, именно княжество Арцах становится центром армянской культурной и политической жизни.

Это краткий экскурс в древнюю историю важен, чтобы понять, почему население Карабаха так держится за свою автономию. Просто это многовековая даже не традиция, а стратегия национального и культурного самосохранения. И эта стратегия, как показывают вехи истории Карабаха, вполне себе работает. Отсюда же понятно, почему Минская группа ОБСЕ по вопросу карабахского конфликта за все годы работы так и не достигла каких-то ощутимых результатов. Карабахское армянское население не хочет становиться частью Азербайджана ни на каких условиях. А в условиях «осады» эти люди жили веками и им, что называется, не привыкать. Ну, и чисто культурологически понятно, почему для обозначения непризнанной республики вводится «новое старое» название Арцах. Это, по сути, символ Карабахской независимости и максимальной автономности от кого бы то ни было.

При этом армяне Карабаха помнят, что случается, когда власть в регионе переходит к тюркам. Речь идет о периоде Карабахского ханства в 1751-1822 гг., когда из региона стали массово удалять армян и привлекать тюркские племена, чтобы исламизировать и тюркизировать население. В итоге в этот конфликт персов, турок и армян в 1822 году вмешалась Российская Империя, и Карабахское ханство вошло в её состав. В 1867 году, несколько раз поменяв названия и юрисдикцию в составе РИ, Карабах стал частью Елизаветпольской губернии.

В этот период происходят процессы, обратные тюркизации. Мусульманское население покидает Карабах, параллельно из Турции и Персии на свою землю возвращаются армяне. Что интересно, применительно к Нагорному Карабаху процесс возвращения армян шел медленно, постепенно, но в итоге в начале XX века армяне составляли более 90% населения региона.

Революционные события снова внесли раскол и территориальные конфликты в Закавказском регионе, которые не обошли и Карабах. В мае 1918 года Демократическая Азербайджанская Республика объявила своей территорией Нагорный Карабах, однако в июле того же года съезд армян Карабаха провозгласил свою независимость и избрал свое правительство. Далее был период британской миротворческой деятельности и лоббирования интересов Азербайджана на территории Карабаха, в том числе, и с помощью британского оружия.

Британцы, впрочем, вскоре ушли, а в 1921 году в регион пришла Красная Армия. В итоге, после долгих метаний и противоречащих друг другу решений о статусе региона, в 1923 году была образована Автономная область Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской ССР. Попытки присоединить Нагорно-Карабахскую автономную область, как она стала называться с 1937 года, к Армянской ССР предпринимались в 1930, 1945, 1965, 1967 и 1977-е годы.

В конце 80-х — начале 90-х, когда карабахский конфликт вновь вошел в активную фазу, а Карабах вновь провозгласил свою независимость, доля карабахских азербайджанцев, проигнорировавших карабахский референдум тех лет, составляла порядка 23%. В 1987 году тема Карабаха снова приобретает актуальность, возобновляются требования перехода региона в состав Армении, опять происходят столкновения армянского и азербайджанского населения. В конце февраля случилось массовое столкновение под Аскераном, в ходе которого погибло двое подростков, армянин и азербайджанец. Через несколько дней произошел Сумгаитский погром, длившийся с 27 по 29 февраля и, по разным данным, унесший жизни от 32-х до 100 человек, большинство из которых были армяне.

С февраля 1988 года в Степанакерте проходят многочисленные митинги. В 1989 году Москва вводит в НКАО чрезвычайное положение, которое, однако, не смогло прекратить постоянные межэтнические столкновения, в 1990 году превратившиеся в полноценные военные действия на армяно-азербайджанской границе с использованием артиллерии и вертолетов. Что особенно важно, в ходе подавления «восстания в Карабахе» активно использовались советские военные части, укомплектованные азербайджанцами, что, естественно, только усугубило конфликт.

В сентябре 1991 года Карабах снова заявил о своей независимости, азербайджанские власти в ноябре отменили статус автономии для Карабаха, 10 декабря прошел карабахский референдум, утвердивший независимость Нагорного Карабаха и не признанный Азербайджаном. И это, в свою очередь, привело к Карабахской войне 1992-1994 года, которая закончилась подписанием Бишкекского соглашения при посредничестве России. Тем не менее, Азербайджан считает территорию Нагорного Карабаха оккупированным Арменией.

Демократия – основа современного карабахского госдуарства

В сугубо политическом смысле стоит отметить, что карабахская государственность, признанная или нет, уже окончательно сложилась. И одной из традиций политической культуры Республики являются всенародные референдумы. Что, в общем, свидетельствует о развитой модели прямой демократии и четкой акцентуации на праве самоопределения. Что касается нынешнего референдума, то признание или непризнание независимым государством НКР или Республики Арцах этого реализованного права на самоопределение не отменяет.

Сама по себе постановка вопроса о переходе не президентскую систему правления, видимо, связана с необходимостью жесткой централизации власти в связи с постоянной военной угрозой, исходящей со стороны Азербайджана. И, учитывая процент явки и голоса, отданные за эти изменения в Конституции НКР, население разделяет опасения властей Республики.

Если говорить о международном резонансе, то о непризнании данного референдума легитимным помимо Азербайджана высказались и представители Ирана. Об этом заявил представитель иранского МИД, Бахран Гасеми. С аналогичным заявлением выступил и МИД Турции. Что касается Армении, то здесь была выражена более сдержанная и, так сказать, полуофициальная позиция. Заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян лишь отметил в своем блоге в Твиттере, что «Статус Нагорного Карабаха определен референдумом о независимости, а конституционный референдум является продолжением референдума о независимости».

Позиция Российского МИДа, по данному вопросу также прозвучала весьма однозначно: «Мы не признаем Нагорный Карабах в качестве независимого государства. Исходим из того, что его статус должен быть определен путем политических переговоров в рамках Минского процесса. При этом не считаем, что ход мирного урегулирования мог бы зависеть от проведения упомянутого “конституционного референдума”».

В общем, Россия, как одна из сторон-посредников в мирном регулировании Карабахского конфликта, делает акцент именно на переговорных процессах вокруг Карабаха, намекая, что пока НКР находится в нелегитимном статусе, признавать или не признавать какие-то внутренние политические процессы в республике не имеет особого смысла. Сначала нужно решить, с кем и в какой форме будет Нагорный Карабах. При этом, важно понимать, что Азербайджан сейчас, после весенней «трехдневной войны» прошлого года, когда президенту Алиеву в Вене представители группы ОБСЕ заявили, что «военного пути урегулирования конфликта не существует», имеет еще меньше возможностей как-то влиять на политику Карабаха. При этом, как и в 2014 году, после аналогичной эскалации конфликта, одним из основных миротворцев выступает именно Россия, которая таким образом, даже не признавая Карабах в качестве независимого суверенного государства, всё равно приобретает популярность и со стороны Армении, и со стороны карабахских армян.

Для самой республики, стоит повториться, переход на систему более жесткой централизации власти – это необходимость, вызванная внешним давлением. И, учитывая протесты Азербайджана, мера эта может сработать, укрепив обороноспособность Республики Арцах. Сам же регион как был, так и остается потенциально нестабильным. Интересы слишком многих крупных политических игроков сосредоточены вокруг Карабаха. Помимо собственно Армении и Азербайджана, есть еще и Иран с Турцией, а также, опосредованно, Россия, для которой стабильность в закавказском регионе является дополнительно гарантией государственной безопасности по южным границам.

Есть еще и фактор Турции, с которой у нашей страны весьма сложные отношения, а по вопросу Карабаха Анкара выступает однозначно на стороне Азербайджана, при этом выступает уже очень давно. Однако, кажется, пока по вопросам НКР нашим дипломатам удаётся сохранять необходимый политический нейтралитет при систематическом упоре на миротворческую политику. Так что и от этого карабахского референдума, и даже от негативно реакции на него, наша страна, как минимум, не в проигрыше.

Александр Чаусов pfact.ru