Смогут ли американские авианосцы потеснить КНР в Южно-Китайском море

Смогут ли американские авианосцы потеснить КНР в Южно-Китайском море

Авианосная ударная группа ВМС США вошла 18 февраля в Южно-Китайское море и усилила военно-политическую напряженность в регионе со спорными границами и островами.

Ранее авианосец USS Carl Vinson и два эсминца сопровождения проводили учения в районе Гавайев (островной штат США в центре Тихого океана) и близ острова Гуам (имеет статус неинкорпорированной организованной территории США) на краю Филиппинского моря.

По словам командующего авианосной группой контр-адмирала Джеймса Килби, такие походы повышают эффективность и боеготовность. Кроме того, американские военные моряки настроены на демонстрацию силы и укрепление отношений с региональными союзниками и партнерами. «Операция в защиту свободы навигации» — серия маневров боевых кораблей ВМС США, которые направлены против «чрезмерных», по мнению Вашингтона, морских притязаний Китая.

Американская сторона отмечает незаконный характер строительства островов КНР в Южно-Китайском море и «неуважение к международным нормам». Вашингтон намерен запретить доступ КНР к спорным островам. Ранее госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что американцы должны послать Китаю «ясный сигнал».

Пекин считает свои действия законными.

Высока ли вероятность прямого военного противостояния КНР и США в этом районе Мирового океана?

Горячие разногласия

У Китая, Вьетнама, Филиппин, Малайзии, Брунея и Японии имеются многолетние разногласия по границам и зонам ответственности в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.

Пекин отмечает, что китайцы начали вести различную деятельность в Южно-Китайском море более двух тысяч лет назад, первыми открыли, дали названия, изучили острова и воды этого региона, первыми непрерывно и мирно осуществляли юрисдикцию над ними. И «Белая книга» КНР (военная стратегия) предписывает флоту защищать не только материковую территорию страны.
Китай считает, что Филиппины и Вьетнам используют поддержку США для эскалации напряженности в регионе (реально противодействовать военно-морской активности КНР способен лишь Вьетнам). Пекин не раз призывал США не вмешиваться в этот спор.
В январе официальный представитель МИД КНР Лу Кан заявил: «Хочу подчеркнуть, что <…> мы с другими странами, с которыми у Китая есть некоторые спорные вопросы по Южно-Китайскому морю, вернулись к консенсусу, что соответствующие споры должны решаться напрямую путем консультаций между этими странами».

Китай готов работать со странами Азии для поддержания регионального мира и стабильности. Пекин также выступает за свободу морской и авиационной навигации на основе международного права. Вероятно, проблема в том, что США защищают в регионе прежде всего собственные интересы.

Основа суверенитета

Южно-Китайское море — совсем не Южно-Американское. Чтобы ни у кого на этот счет не возникало иллюзий или сомнений, Китай оставил за собой право наносить по противнику превентивные локальные удары в случае угрозы обороне или рубежам страны.

ВМС КНР периодически проводят учения вблизи спорных островов с участием своего авианосца «Ляонин». Китай развивает ударную морскую авиацию, размещает системы ПВО (ПРО) на островах в Южно-Китайском море.
Ранее заместитель министра иностранных дел КНР Лю Чжэньминь заявил, что создание опознавательной зоны ПВО в Южно-Китайском море зависит от угроз, с которыми может столкнуться Китай, что подобную зону Пекин уже имеет в Восточно-Китайском море.

КНР усиливает морское и воздушное патрулирование маршрутов судоходства, увеличивает количество учений ВМС. И боевые корабли ВМФ России участвуют в совместных с ВМС КНР маневрах в Южно-Китайском море. При этом Россия столь же принципиально выступает за решение спорных вопросов путем переговоров между странами-участницами, считая неправомерным и деструктивным вмешательство посторонних.

На этом фоне не следует переоценивать потенциал антикитайского альянса. Полагаю, военно-морские позиции КНР непоколебимы.

Перспективы мира и войны

Китай активно проводит в регионе туристическую экспансию. Третий по счету китайский круизный лайнер весной 2017 года начнет осуществлять регулярные туры в район архипелага Парасельских островов (китайский вариант — Сиша). Планируется охватить круизами также острова спорного архипелага Наньша (Спратли). Пекин официально заявил о своих правах на эти острова в 2014 году. Затем китайцы превратили отдельные скалы и коралловые рифы в острова с развитой современной инфраструктурой (корабельными причалами, аэродромами, военными объектами). Пекин считает двенадцатимильную зону вокруг рукотворных островов своей исключительной экономической зоной и намерен добывать нефть на шельфе.

Третейский суд в Гааге в июле 2016 года постановил, что территориальные притязания КНР в Южно-Китайском море безосновательны, что спорные территории архипелага Спратли (китайский вариант — Наньша) островами не являются и исключительную экономическую зону не образуют. Пекин не признал это решение арбитража.

Американский авианосец USS Carl Vinson вошел в Южно-Китайское море в шестнадцатый раз (с 1983 года). Пекин раздражают практически постоянный надзор «гаранта свободы навигации» — ВМС США, возможности американской военной разведки, а также планы размещения американской ПРО в Южной Корее. Однако китайские насыпные острова растут — и это уже более 800 гектаров только в районе Наньша — Спратли.
С приходом нового президента США Дональда Трампа Вашингтон не изменил позицию по спорным территориям и акваториям в Южно-Китайском море. Некоторые аналитики считают здешний конфликт интересов США и КНР потенциально более опасным, нежели разногласия между Россией и НАТО в Европе. Однако неизменная политическая риторика и предсказуемая динамика событий последних лет свидетельствуют: военно-морские сражения близ китайского побережья маловероятны. И даже руководитель Пентагона Джеймс Мэттис на пресс-конференции в Токио 4 февраля заявил, что в связи с активностью Китая в Южно-Китайском море пока нет необходимости в «крупномасштабных действиях военных США».

Достаточно противоречивая позиция США по «сдерживанию» КНР объяснима. Через Южно-Китайское море проходит до трети мирового морского грузопотока, 75% поставок ближневосточной сырой нефти в АТР (в том числе более 40 процентов потребностей КНР). Ежегодный объем региональной «морской торговли» оценивается в пять триллионов долларов (из них 1,2 триллиона долларов приходится на торговлю с США). Более сотни островов и рифов позволяют эффективно контролировать шельф, на котором сосредоточены запасы в размере 5,4 миллиарда баррелей нефти и 55,1 триллиона кубометров газа (по данным Минэнерго США).

Рост экономического и политического влияния КНР беспокоит американцев, но помешать этому процессу практически невозможно. И неслучайно самая влиятельная газета КНР «Жэньминь Жибао» выражает уверенность, что Пекин не позволит США устраивать «беспорядки в Южно-Китайском море».

Очевидно, устойчивое развитие экономики и Вооруженных сил позволит Китаю и в дальнейшем мирно осваивать ресурсы трех прилегающих морей и других районов Мирового океана — вне зависимости от воли Вашингтона и «сигналов» Пентагона.

Александр Хроленко ria.ru