Есть такая профессия- дипломат

Есть такая профессия- дипломат

10 февраля в России отмечается День дипломатического работника.

Этот профессиональный праздник был узаконен совсем недавно: лишь в 2002 году президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий указ. При этом выбор даты случайным, естественно, не был. Именно 10 февраля в 1549 году впервые появилось упоминание о Посольском приказе — госоргане, в введении которого находились иностранные дела.

Появление подобного учреждения во времена Ивана Грозного — важная веха в развитии российской дипломатии, связанная с появлением нового института государства. Однако зарождение ее, безусловно, началось куда раньше. Известно, что уже в VIII–IX веках руссы и греки активно заключали между собой различные дипломатические соглашения.

Организационная форма внешнеполитического ведомства с годами, понятно, менялась. Посольский приказ в конце 20-х годов XVII века был преобразован в Коллегию иностранных дел. Именно эта структура закрепляла внешнеполитические успехи просвещенной России: победу в Северной войне, удачные походы Суворова, присоединение Крыма после триумфальных русско-турецких войн и, наконец, разделы Польши.

Однако спустя почти век Коллегии пришлось уступить свое место министерству иностранных дел, которое было создано в сентябре 1802 года (хотя окончательно Коллегия была упразднена в 1832 году). Это ведомство было предтечей современного МИДа, но, разумеется, уже тогда на дипломатическом небосводе загорались российские звездочки. В историю, причем не только российскую, но и мировую, навсегда войдут имена трех Александров: Воронцова, Грибоедова и Горчакова. Их славные традиции продолжают и наши современники, действуя, пожалуй, в ничуть не менее сложных условиях.

Исчерпывающая оценка роли дипломатов в современных российских реалиях была приведена Владимиром Путиным еще в 2009 году:

«Российская дипломатия традиционно играет ключевую роль в реализации внешнеполитического курса нашей страны, твердо отстаивает национальные интересы России, вносит существенный вклад в обеспечение стабильности и безопасности в мире. Патриотизм, высокий профессионализм и интеллектуальный потенциал наших дипломатов способствуют укреплению международного авторитета и влияния России, созданию благоприятных условий для дальнейшего социально-экономического роста», — сказал президент.

И хотя слова эти были сказаны задолго до «арабской весны», украинского кризиса, нового витка информационной войны и многих других событий, их значение не тускнет даже под тенью стоящих сегодня перед сотрудниками МИД РФ вызовов. Наоборот, последние успехи российской дипломатии служат их лишним подтверждением.

Нескромные достижения

Почти год назад главному лицу российской дипломатии — главе внешнеполитического ведомства Сергею Лаврову — выпал случай порассуждать о дипломатических успехах и трудностях Российской Федерации. Отвечая на вопрос об этом сотрудника венесуэльского государственного телевидения, министр очень искусно, но в то же время скромно отметил: «Упомяну некоторые вещи, которые, на мой взгляд, являют собой пример коллективных успехов».

В их число он включил создание БРИКС и укрепление Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Упомянул Лавров также достигнутые договоренности о химическом разоружении Сирии и урегулирование ситуации вокруг иранской ядерной программы. Этим глава МИД РФ решил ограничиться. Однако даже если к этому списку добавить достигнутое позднее соглашение о прекращении огня в Сирии и запуск новой площадки для внутрисирийского диалога в Астане, то он все равно останется неполным.

Нельзя упустить из виду, к примеру, роль российских дипломатов в примирении Армении и Турции. О достигнутых в 2009 году договоренностях уже мало кто помнит. Но тогда два подписанных протокола между МИДами этих стран — «Об установлении дипломатических отношений» и «О развитии двусторонних отношений» — были признаны историческими, поскольку по факту они завершили тлеющий с 1993 года конфликт.

Интересно, что их подписание и вовсе могло не состояться, не будь на церемонии Сергея Лаврова. Спасательной соломинкой от возникших вдруг разногласий между министрами иностранных дел Армении и Турции Налбандяна и Давутоглу стала его записка первому из них. По словам источника из делегации, в ней было всего шесть слов: «Эдвард! Соглашайся на церемонию без заявлений».

Буквально через час Эдвард Налбандян и Ахмет Давутоглу молча подписали протоколы и так же молча удалились. Именно так между Турцией и Арменией были налажены дипломатические отношения и открыты границы.

Не менее успешна оказалась и способность российских дипломатов противостоять всевозможным нападкам с различных сторон. Поводов для огульных обвинений РФ Запад всегда находил немало: от «агрессии» против Грузии и Украины до сбитого «Боинга». Зачастую они становились предметом дискуссий в ООН.

И здесь нельзя переоценить роль постпреда России при организации Виталия Чуркина. Дипломат стал непробиваемой стеной в Совете безопасности ООН, где за десять с лишним лет работы он неоднократно применял право вето на самые спорные и политизированные резолюции.

Верной дорогой идете, товарищи

Но все же самое главное во внешнеполитической деятельности России — ее независимость. Сейчас уже сложно поверить в то, что совсем недавно, на рубеже веков, максимальное, если не вассальное сближение РФ и США многие считали неизбежным, как и представить, что на самом деле в 1990-х российские власти регулярно консультировались с Вашингтоном по телефону.

Проведение суверенной внешней политики, активное разрушение образа Соединенных Штатов как единственной сверхдержавы, выстраивание многополярной системы мира — все это было бы невозможно без усилий отечественных дипломатов, которым свою работу порой приходилось вести в условиях, близких к боевым. Пример тому, в частности, осада российского посольства в Киеве, когда в здание дипломатического представительства нашей страны летели «коктейли Молотова».

Еще совсем недавно весь мир говорил о реинкарнации холодной войны. В 2014 году Россия оказалась в международной изоляции, схожей по своим масштабам с изоляцией после Крымской войны в 60-х годах XIX века или после создания Советского Союза. А буквально год назад мировое сообщество гадало, дойдет ли до столкновения НАТО и России.

Однако постепенно ситуация выправляется. «Российских фактор» все так же используется в избирательных кампаниях, но теперь у электората популярны тезисы о сотрудничестве с РФ. Голос России за рубежом слышен все громче и звучит все увереннее, как и мнение тех, кто выступает за равноправное взаимодействие. И наконец, антироссийские инициативы на международной арене больше не пользуются бешеной популярностью. Об этом свидетельствуют хотя бы последние результаты голосования в ООН по крымской резолюции.

Цифры говорят сами за себя: из 193 стран ООН (21 страна не участвовала в голосовании), документ поддержало 73 против 100 двумя годами ранее. Воздержалось при этом 76 государств (против 58 в 2014 году). Ну а против, что важнее, проголосовало уже в два раза больше членов ООН, среди них были в основном все те, кого в России принято считать союзниками. В их числе Индия, Китай, Казахстан, Сербия и ЮАР, которые на предыдущем голосовании против резолюции не выступили.

Осуждать Российскую Федерацию становится все менее модно. Теперь в тренде тот, кто прислушивается к ней. И это в разы повышает значение наших дипломатов, на которых ложится не только груз ответственности за выстраивание равноправных и дружеских отношений со всеми желающими, но и необходимость дать жесткий отпор тем, кто не внемлет голосу разума.

Иван Рощепий pfact.ru