Капли правды в океане лжи

Капли правды в океане лжи

В берлинском кинотеатре Babylon состоялась премьера фильма Frontstadt Donetsk («Прифронтовой Донецк. Республика нон грата») Марка Барталмая и Нели Ойстрах.

Двухчасовой документальный фильм, который авторы снимали два года, — подробный рассказ о том, как живёт Донецк и непризнанная республика.

Честно говоря, по личным причинам я не очень хотел смотреть это кино. И потому, что помню Донецк с 1960-х годов по 1990-е, когда это был самый богатый город, полный музыки, студентов и роз. И потому, что я и так знаю, что там происходит и когда именно начинается обстрел.

Но то, что сняли немецкие документалисты за два года жизни в Донецке, это подробная энциклопедия республики. Они показывают, как устроена жизнь в прифронтовом городе — от работы супермаркетов и шахт до деятельности полиции и школ. Это разговоры с руководителями местного оперного театра, который продолжает свою работу, с молодёжью на улицах, с пенсионерками на лавочке — нам дают самый обширный срез местного общества.

Про политику тут никто не говорит.

Из фильма видно, что люди пытаются жить старой довоенной жизнью, которая очень похожа на старую советскую. Собственно, никакой другой они и не знали. А ещё видно, что точка, когда они могли бы «вернуться» в состав Украины, уже давно пройдена и теперь их можно только раскатать танками.

Марк Барталмай и Неля Ойстрах излагают свою позицию, которая идёт вразрез с той, что даёт местная пресса. Собственно, антидонецкая пропаганда в России также пользуется отсутствием в прифронтовой зоне мало-мальски неполитизированных источников.

И, когда в конце фильма руководитель миссии ОБСЕ по фамилии Хуг говорит в камеру «Я работаю на Украине и для Украины», зал уже не сдерживает возгласов негодования. А уж заключительная речь канцлера Меркель о том, что «каждый человек имеет право жить в той стране, в какой хочет», вызывает у зала смех.

Огромная работа творческого тандема Барталмай — Ойстрах по документированию того, что происходит на непризнанных территориях, конечно, не могла не вызвать признания на родине. Как минимум два центральных канала ТВ ФРГ назвали их «кремлёвскими пропагандистами», и началась реальная травля кинематографистов. Это произошло сразу после выпуска их первого фильма «Украинская агония. Скрытая война», несмотря на то что кино получило главный приз фестиваля «Призма — демократия в огне — 2015».

«Режиссёра сейчас спасает только то, что он не работает ни на одно издание или телеканал и все фильмы делает на свои и собранные деньги», — говорит Неля Ойстрах.

Зачем он это делает? Потому что он видит, что на этих людей всем наплевать.

Игорь Мальцев life.ru